Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается необходимость разработки и внедрения в практику методики обучения русскому языку, строящейся на основах нравственного мировоззрения. Это кажется особенно важным в контексте сохранения и передачи духовно-нравственных основ устройства российского общества, образовательно-воспитательной роли учебных заведений. К такому заключению автор пришел на основании полученных в психолингвистических экспериментах результатов, подробно рассмотренных в статье. Психолингвистическое исследование состояло из трех экспериментов, которые включали в себя метод прямого толкования, эксперимент по методу вероятностного прогнозирования (методика заполнения текстовых лакун), направленный ассоциативный эксперимент (подбор антонимов, синонимов и устойчивых выражений к предложенным словам). В эксперименте участвовали сто два человека, студенты — выпускники филологического факультета. Отмечен процесс размывания понятия и утраты понимания слова «нравственность» вследствие его замещения заимствованным понятием и соответствующим словом «мораль», понимание которого близко к словарному. Это связывается со сложившейся системой обучения, требующей использования в учебных пособиях четко трактуемых заимствованных слов и не предполагающей сосредоточения внимания учащихся на исконных словах родного языка, кажущихся всем понятными. Также важным фактором оказывается история русского языка, охарактеризованная в статье с точки зрения периодов масштабных заимствований и соответствующей государственной языковой политики. Предлагается включать в обучение русскому языку объяснение основных духовно-нравственных понятий, в том числе на материале устойчивых выражений, пословиц и поговорок, а также данные по древнейшим периодам истории русского языка.
Ключевые слова: управление сознанием, нравственность, мораль, психолингвистика, психолингвистические исследования, русский язык, методика преподавания русского языка, образовательный процесс
Abstract: The article substantiates the need to develop and put into practice the methods of teaching Russian based on the foundations of the “moral”* worldview. This seems especially important in the context of preservation and translation of the spiritual-moral foundations of the structure of the Russian society and the educational role of academic institutions. The author has come to this conclusion on the basis of the results obtained in psycholinguistic experiments, which are discussed in detail in this article. The psycholinguistic study consisted of three experiments, which included the method of direct interpretation, an experiment using the method of probabilistic forecasting (a technique for filling text gaps), and a directed associative experiment (selection of antonyms, synonyms and stable expressions for specially proposed words). One hundred and two people, graduate students of the Faculty of Philology, participated in the experiment. The study notes the process of blurring the concept and loss of understanding of the word “nravstvennost'” due to its replacement with a borrowed concept and the corresponding word “moral'“, the understanding of which is close to the dictionary definition. This can be attributed to the established learning system, which requires the use of clearly defined loan words in the textbooks and does not involve focusing students' attention on the original words of their native language, which seem understandable to everyone. Also, the history of the Russian language, described in the article from the point of view of periods of large-scale borrowings and the corresponding official language policy, turns out to be an important factor. The author suggests including explanation of the basic spiritual-moral concepts into teaching Russian through the use of stable expressions, proverbs and sayings, as well as data on the ancient periods of the history of the Russian language.
Key words: consciousness control, morality, morals, psycholinguistics, psycholinguistic studies, Russian language, methods of teaching Russian, education process

Для цитирования:

Ник, Ж. Язык как средство управления сознанием / Ж. Ник. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №4. – С. 74-82.

For citation

Nick Jerome. (2024). Language as a Means of Consciousness Control // Political Linguistics. – 2024. – №4. – P. 74-82.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.