Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются состязательные метафоры, используемые в 53 российских и 49 американских газетных публикациях СМИ 2022–2024 гг. при характеристике страны-оппонента (соответственно США и РФ). Цель работы — выявить роль состязательных метафор в формировании образов «США» и «Russia» как части актуальной политической картины современных российских и американских массмедиа. Материалом для анализа послужили 132 русских и 120 английских контекстов с состязательными метафорами. В результате применения современных когнитивно-семантических и когнитивно-дискурсивных методик анализа текстового материала было установлено, что употребление состязательных метафор носит системный характер. Российские и американские журналисты используют три взаимосвязанные модели метафоризации (милитарно-состязательную, спортивно-игровую и азартно-игровую) для формирования идеологем стран-оппонентов («США» и «Russia») как концептуально значимых частей политических картин мира. В российских СМИ формируется образ «США» как государства, внутриполитическая жизнь которого в основном сводится к спортивному состязанию и вооруженному противостоянию конфликтующих партийных и внутрипартийных блоков. Во внешней политике «США» выступают в роли игрока, ведущего «нечестную» игру против своих конкурентов и оппонентов. В американских СМИ «Russia» в основном репрезентируется как государство — принципиальный противник коллективного Запада, готовый всеми доступными средствами бороться с западными «либеральными» ценностями как за пределами своей страны, так и внутри нее.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, американские СМИ, политический дискурс, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, языковые единицы, русский язык, английский язык, политическая идеология, идеологемы, состязательные метафоры
Abstract: The article analyzes competition metaphors used in 53 Russian and 49 American newspaper media publications in 2022-2024 while characterizing the rival country (respectively, the United States and the Russian Federation). The aim of the research is to identify the role of competition metaphors in the formation of the images of the “USA” and “Russia” as part of the modern political worldview of contemporary Russian and American mass media. 132 Russian and 120 English contexts with competition metaphors served as the practical material for analysis. As a result of application of modern cognitive-semantic and cognitive-discursive methods of text analysis it was found that the use of competition metaphors is systemic. Russian and American journalists use three interrelated models of metaphorization (military competition, sporting competition and gambling competition) to form the ideologemes of the rival countries (“USA” and “Russia”) as conceptually significant parts of the political worldview. Russian media form the image of the “USA” as a state the domestic political life of which is mainly reduced to sports competitions and armed confrontation between the conflicting party and intraparty blocs. In foreign policy, the “USA” acts as a player of a “dishonest” game against its competitors and opponents. In American media, “Russia” is mainly represented as a state — principled enemy of the collective West, ready to fight Western “liberal” values both outside and inside its country by all means available.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, mass media language, language means, Russian media, American media, political discourse, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, language units, Russian language, English language, political ideology, ideologemes, competition metaphors

Для цитирования:

Кириллова, К. И. Роль состязательных метафор в формировании идеологем «Russia» и «США» в современных американских и российских СМИ / К. И. Кириллова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №5. – С. 110-118.

For citation

Kirillova K. I. (2024). The Role of Competition Metaphors in the Formation of the Ideological Concepts “Russia” and “USA” in Modern American and Russian Media // Political Linguistics. – 2024. – №5. – P. 110-118.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.