Архив журнала
СПОРТИВНЫЕ СИМВОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ РЕГИОНОВ
- 445
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Активное апеллирование к спорту и его символическим ресурсам как инструменту политических и экономических манипуляций происходило на протяжении всего прошлого века. Спорт становится эффективным каналом политической
коммуникации, драйвером роста политического статуса страны, региона и политической элиты. В качестве ресурсов «мягкого»
политического превосходства региона отмечаем рейтинг местных спортивных клубов, возможность трансферов спортсменов,
количественно-качественные показатели спортивной инфраструктуры и ее географию, спортивные «пантеоны», бренды. Кроме
«внешнеполитических» имиджевых бонусов для субъекта и страны в целом, спорт являет собой также эффективный институт
лоббирования внутрирегиональных интересов. Среди ряда социетальных и агональных функций спорта мы исследуем его ресурсы
в конструировании региональной идентичности. В мировой практике часты случаи, когда какой-либо вид спорта в значительной
степени влиял на идентичность целых регионов и стран (Каталония, Италия, Бразилия, Аргентина и др.). Налицо превращение
спортивной идентичности в политическую. Спортивные символы и «героические пантеоны» превращаются в средства формирования политических идентичностей современной России и ее регионов
Ключевые слова: спорт; политизация спорта; «мягкая сила»; идентичность; региональная идентичность; спортивный дискурс; спортивные символы; символическая личность
Abstract: Active appeal to sport and its symbolic resources as a tool for political and economic manipulation took place throughout the last century. Today, sport becomes an effective channel of political communication, a driver of growth of the political status of the
country, the region and the political elite. The author considers high rating of local sports clubs, opportunities of transfer of athletes, quantitative and qualitative indicators of sports infrastructure and its geography, sports “Pantheon” and brands as resources of “soft” political
superiority of a region. In addition to international image bonuses for the region and the country as a whole, sport may also be an effective
institution of lobbying the interests of different parts of the region. Among various societal and agonal functions of sport, the author explores
its resources in the construction of regional identity. It has often happened in the world practice when a kind of sports dramatically influenced the identity of entire country and regions (Catalonia, Italy, Brazil, Argentina, etc.). In these cases sports identity is transformed into a
political one. Sports symbols and “heroic pantheons” turn into a means of formation of political identities of modern Russia and its regions
Key words: sport; politicization of sport; “soft power”; identity; regional identity; sports discourse; sports symbols; symbolic personality