Архив журнала
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В АРГУМЕНТАТИВНОМ ПОЛЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
- 556
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на примере политического аргументативного дискурса рассматриваются проблемы ведения полемики и анализируются стратегии и тактики, применяемые коммуникантами. Аргументативный дискурс понимается как процесс социальной коммуникации, в процессе которой коммуниканты преследуют цель выгодным для адресанта образом воздействовать на сознание адресата и убедить его в чем-то, изменив тем самым его когнитивное пространство. Полемический дискурс
рассматривается в статье как сложная вербальная речемыслительная деятельность, направленная не только на демонстрацию
своей позиции, но и на опровержение точки зрения оппонента. Анализируются факторы, обусловливающие выбор коммуникантами тех или иных стратегий и тактик в политическом полемическом дискурсе, а также языковые средства, формирующие речевые ходы коммуникантов. Полемический дискурс складывается из таких компонентов, как адресованность (вектор направленности, реакция на точку зрения партнера по коммуникации), оценочность ( позиция оппонента расходится с позицией пропонента),
интенциональность (каждый из участников коммуникации отстаивает свою точку зрения с целью одержать вербальную победу)
и аргументативность (обоснование, защита своей точки зрения, а также опровержение точки зрения противника посредством
аргументации)
Ключевые слова: аргументативнй дискурс; полемика; коммуникация; оппонент; стратегии; тактики
Abstract: The article deals with the problems of polemic communication and analyzes strategies and tactics used by communicators in political argumentative discourse. Argumentative discourse is treated as a process of social communication in the course of which
communicators try to influence the addressee’s consciousness in a way suitable for them and make him believe in something thus changing
his cognitive space. Polemic discourse is viewed upon as complex verbal mental activity aimed not only at demonstrating one’s position but
also at refuting the point of view of the opponent. The article analyzes the factors which make communicators choose certain strategies and
tactics in political polemic discourse and also define linguistic means for the formation of the communicators’ real utterances. Polemic
discourse is made up of such components as: address (direction vector or response to the partner’s point of view), evaluation (the position of
the opponent does not coincide with that of the proponent), intentionality (each member of communication process defends his own viewpoint with the aim to win a verbal victory) and argumentativeness (substantiation and defense of one’s own point of view and refutation of
the viewpoint of the opponent by argumentation)
Key words: argumentative discourse; polemic; communication; opponent; strategy; tactic