Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей репрезентации медиаконцепта «Арктика» в текстах печатных и электронных СМИ. Констатируется, что базовым средством интерпретации содержания медиаконцепта «Арктика» является конфликтная метафора вообще и метафора войны в частности. Анализируется фреймо-слотовая структура метафорической модели «Конфликты в Арктике — это война» и делаются выводы об особенностях реконструкции фрагмента медийной картины мира, связанного с когнитивным феноменом «Арктика». Милитарная метафора описывает конфликт России с другими странами относительно права владения всеми богатствами арктического региона прежде всего в терминах «холодной войны/новой холодной войны», а также «борьбы», «битвы» и даже «драки». При этом в СМИ имплицитно подчеркивается необходимость ведения такого рода «боевых действий», поскольку в содержательной структуре медиаконцепта «Арктика» частотно актуализируются концептуальные признаки «богатый регион», «необходимый для развития экономики России регион», «регион, определяющий мировое господство». С одной стороны, в медиатекстах по-прежнему эксплицируются представления о том, что завоевание Арктики — это война прежде всего с суровыми климатическими условиями, это необходимый и благородный путь преодоления человеком препятствий, которые ставит на его пути природа, ради процветания России. С другой стороны, Арктика — это место, в битве за которое Россия обязательно потерпит поражение из-за преступного отношения к богатствам региона, из-за того, что наше вмешательство приносит в Арктику экологические проблемы
Ключевые слова: милитарные метафоры; метафорические модели; медиаконцепты; фреймы; медиатексты; политическая метафорология; политический дискурс; холодная война
Abstract: The paper studies the peculiarities of representation of the media-concept “Arctic” in the texts of printed and electronic media. It is argued that the basic means of interpretation of the concept “Arctic” is a conflict metaphor, military metaphor in particular. Frame and slots structure of the metaphoric model “Conflicts in Arctic is war” is analyzed; the conclusions are made about the peculiarities of reconstruction of the fragment of the media worldview, connected with the cognitive phenomenon of “Arctic”. In terms of “Cold war/new Cold war”, “combat”, “battle” and even “fight”, military metaphor describes the conflict of the right of possession of all the riches of the Arctic region between Russia and the other countries. Mass media underline implicitly the necessity of such “fights”, because the mediaconcept “Arctic” has the following conceptual features as “rich region”, “important for the development of economy of Russia” and “the region that determines world domination”. On the one hand, media texts still express the opinion that conquering Arctic is a war with the severe climate first of all, it is a necessary and honorable way to overcome the hardships by a man for the sake of Russia. On the other hand, Arctic is a region, fighting for which, Russia will be defeated because of the negligence of its riches and harm to ecology
Key words: military metaphor; metaphoric model; media concepts; frames; media texts; political metaphorology; political discourse; Cold War

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.