Файл статьи: PDF
Аннотация: На основе концептуального анализа текстов автор исследует системные отношения, существующие в русском сознании между концептами «Право», «Правда», «Правильность», «Справедливость», объединенными исходным корнем *prō и концептумом прав на его основе, — связь между индоевропейским корнем, выражавшим первосмысл ‘впереди’, и праславянским «зерном первообраза». Показано соотношение концептов в составе концептуального квадрата как воплощения его содержательных форм (образ, понятие, символ и концептум). Последовательными редукциями наличного материала от «текста» через конкретные отрезки «дискурса» и аналитически представленные десигнат и денотат доходим до исходной точки развития концепта — концептума. Строятся семантические константы — реконструкции определений концептов, подсознательно даваемых авторами в их текстах. Выясняется, что исторически все концепты сосредоточены вокруг исходного синкретичного корня и развивают все его значения в сфере нравственного, а славянский вторичный концептум варьируется по линии его специальных представлений в выражающих их словах. Описаны средства пополнения содержательных форм концептов: «образные понятия» (das Sinnbild) с символическим содержанием — аналитические конструкции метонимически двух имен (прилагательного и существительного) для выражения понятий оперативного назначения. Представлен процесс воссоздания понятий путем идентификации — соединения денотата и сигнификата в единстве логического понятия и его именования в результате номинализации
Ключевые слова: концепты; национальное сознание; дискурс; семантическая константа; концептуальный анализ
Abstract: Based on the conceptual analysis of texts, the author examines the system of relations existing in the Russian mind between the concepts of Law, Truth, Correctness, Justice, having the same source root *prō and conceptum of rights based on it — the link between the Indo-European root denoting ‘ahead’ and proto-Slavic “grain model (pervoobraz)”. The relations between the concepts in the conceptual part of the square as the realization of its substantial forms (image, notion, symbol, and conceptum) are shown. Successive reductions of the analyzed material from the “text” through the specific segments of “discourse” and the analytical representation of designatum and denotatum we reach the starting point of the development of the concept – conceptum. The semantic constants are built, which is the reconstruction of concepts definitions unconsciously used by the authors in their texts. It turns out that historically all concepts are centered around the original syncretic roots and develop their meanings in the sphere of moral, while the Slavic secondary conceptum varies along the line of its special representations in the words expressing it. The means of enrichment of the substantial forms of concepts are described: “descriptive notions” (das Sinnbild) with symbolic content — analytical models of two names joined metonymically (adjective and noun) to express notions in operational use. The paper describes the process of reconstruction of concepts by means of identification — connection of denotatum and significatum in the unity of logical notions and naming as a result of nominalization
Key words: concepts; national consciousness; discourse; semantic constant; conceptual analysis

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.