Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена анализу жанра фанатской кричалки в связи с вопросом о своеобразии бытования фольклорной традиции в современных молодежных субкультурах. Актуальность исследования связана со сложным, не до конца изученным характером взаимодействия традиции и новации в устном словесном творчестве. О сложности данной исследовательской проблемы свидетельствует полемика по поводу обоснованности терминов «неофольклор» и «постфольклор». Субкультура — значимое явление современного городского фольклора — определяется как знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Предлагаются критерии разграничения внешне близких кричалки и речовки, уточняется представление о функциональном диапазоне жанра. Внешне кричалка и речовка схожи, потому что представляют собой короткие ритмизированные тексты, предназначенные для совместного скандирования. Однако отмечаются функциональные различия: так, речовка призвана создать у исполнителей ощущение принадлежности к сплоченной группе, а кричалка генетически связана с традиционным обрядовым фольклором. Опираясь на исследования, посвященные словесным фольклорным жанрам, бытующим в среде спортивных фанатов, автор выдвигает гипотезу об активизации процесса структурно-смысловой унификации националистической и фанатской разновидностей кричалки, обусловленного внедрением жанра в современный политический дискурс. Ставится задача специального изучения кричалки в аспекте выявления ценностных доминант современной фанатской субкультуры
Ключевые слова: современный фольклор; молодежные субкультуры; политический дискурс; жанр; кричалка
Abstract: This article analyzes the genre of fan chants in relation with the question of the uniqueness of existence of folklore traditions in contemporary youth subcultures. The author proposes criteria for differentiation of seemingly similar chants and slogans and refines the picture of the functional range of the genre. Relying on the studies of verbal folklore genres, current perceptions among sports fans, the author puts forward the hypothesis of activation of the process of structural and semantic unification of nationalistic and fan chants species due to the introduction of the genre in contemporary political discourse. The main objective is to explore the chants in terms of revealing the dominant values of modern fan subculture
Key words: modern folklore; youth subculture; political discourse; genre; сhant

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.