Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию когнитивной специфики концепта ‘Патриотизм’, отраженной в современном русском спортивном дискурсе. В начале статьи обсуждаются взгляды современных лингвистов на содержание феномена патриотизма, в частности С. Г. Воркачева, и делается вывод о возможности рассматривать данную когнитивную единицу как лингвокультурную идею — «сложное семантическое образование гиперонимического типа, включающее в себя концепты и „антиконцепты“ — родину и чужбину, „свое“ и „чужое“». Исходя из общих представлений о «кризисе русской идеи патриотизма» в ХХ в. можно констатировать, что сегодня этот кризис отчасти преодолен, чему способствовали в том числе новейшие спортивные победы российских спортсменов и успешное проведение Олимпиады в Сочи. В статье исследован неоднозначный феномен спортивного патриотизма, отмечен идеологический характер этого понятия. Подчеркнуто, что тексты спортивных СМИ, в которых репрезентировано представление о патриотизме, могут не содержать языковых маркеров данного концепта. Причины этого автор видит в специфике содержания самого концепта, который относится к сфере культурно и этнически значимых когнитивных феноменов, обладает чрезвычайно разветвленной и подвижной периферийной концептуальной зоной, не всегда отчетливо вербализованной. Итак, на основе анализа текстов СМИ, последних исследований политологов, социологов, выступлений президента в статье делаются выводы об изменении представлений о патриотизме в русском массовом сознании
Ключевые слова: спортивный дискурс; концепт; лингвокультурная идея
Abstract: The article is devoted to the exploration of cognitive specificity of the concept of “patriotism”, reflected in the modern Russian sports discourse. The article first discusses the views of modern linguists on the content of the phenomenon of patriotism, those by S.G.Vorcachev in particular, and concludes on the possibility to consider the cognitive unit as linguo-cultural idea-«complex semantic unit of a hyperonymic type, which includes the concepts and “anti-concepts – ”home and abroad, ”own” and “alien”». On the basis of public views about the «crisis of the Russian ideas of patriotism» in the twentieth century, it can be stated that today, this crisis is partly overcome which is testified by the latest sports victories of the Russian athletes and the successful holding of the Olympics in Sochi. The article examines the controversial phenomenon of sports patriotism marked by the ideological character of this concept. It is pointed out that texts of the sports media which contain the idea of patriotism may not possess linguistic markers of this concept. As a reason for this, the author sees the specifics of the content of the concept, which refers to the cultural sphere. So, based on the analysis of MEDIA texts, recent studies of political scientists, sociologists, and speeches of the President the author draws conclusions about the changes in understanding patriotism in the Russian psyche
Key words: sports discourse; concept; linguo-cultural idea

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.