Вам может быть интересно:
Архив журнала
ЛИКИ АВТОРА В РОССИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
- 439
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье дается дифференцированное обобщение образа автора, важнейшей категории лингвопрагматики,
в политическом дискурсе. Авторское начало в текстах политического дискурса может быть коллективным и индивидуальным.
Коллективное авторское начало отражает позицию группы, стоящей за текстом: партии, общественной организации и государства в целом — и анализируется через понятия «речевое действия» и «пафос» текста, под которым понимается тип авторской
эмоциональности. Индивидуальное авторское начало исследуется по этим же параметрам, однако при анализе иронизирующего
автора учитываются и жанрово-стилистические приемы текстообразования, которые являются средством субъективизации
авторского облика. Коллективный автор представлен в политическом дискурсе репрезентациями таких доминирующих речевых
действий, как констатация факта и манифестация предложений, решений, перспектив. Пафос высказываний коллективного
автора варьируется в рамках «категоричность — сдержанное уважение — эмоциональное одушевление». Индивидуальный автор
отличается от коллективного большим разбросом доминирующих речевых действий и вариантов пафоса. Это автор обещающий,
автор осуждающий, автор разоблачающий, автор-историк, автор-прогнозист, автор, в равной мере использующий различные
речевые действия. В современном политическом дискурсе одним из ведущих является иронический пафос, определяющий различную интерпретацию ликов автора. Это автор — жесткий, злой иронист, автор — маскирующийся иронист, автор-пародист и
ряд других разновидностей авторского речевого облика. В заключение статьи намечены перспективы лингвопрагматического
исследования образа автора и иных категорий политического дискурса
Ключевые слова: образ автора; авторское начало; коллективный автор; индивидуальный автор; политический дискурс; речевые действия; стилистические приемы; текстообразование
Abstract: The article describes the general image of the author, which is a most important category of linguo-pragmatics, in political discourse. Political discourse texts may be written by collective and individual authors. Collective authorship reflects the position of a
group behind the text – a party, a social organization and the nation as a whole – and is analyzed through the concepts of “speech act” and
“pathos” of the text, the latter of which is considered to be a certain type of authorial emotionality. Individual authorship is studied along
the same lines, but the analysis of the ironical author also takes into account the genre stylistic means of text formation, which are used to
create the subjective image of the author. The collective author is represented in political discourse by such speech acts as establishing facts
and manifestation of propositions, solutions and prospects. The pathos of statements of a collective author varies within the framework of
“sharpness – reserved respect – emotional animation”. The individual author differs from the collective one by a wider choice of dominant
speech acts and pathos variations. This author is promising, blaming, dismantling; it is an author-historian, author-predictor, and author
equally using various speech acts. In the modern political discourse, one of the leading positions is occupied by the ironical pathos, defining
an interpretation of the author’s images. This author is a tough, vicious ironist, author-parodist and a number of other author’s images. The
article outlines the possibilities of further linguo-pragmatic analysis of the author’s image and related categories of political discourse
Key words: author’s image; author’s participation; collective author; individual author; political discourse; speech acts; stylistic
devices; text formation