Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена изучению метафорических образов, представляющих современную политическую ситуацию в Чешской Республике. Материалом для анализа послужили публикации современных изданий «Dnes», «iDnes», «České noviny», «Liberecký deník», «Parlamentní Listy», «Týden» и политические плакаты, посвященные празднованию двадцать седьмой годовщины «Бархатной революции» в Чешской Республике, состоявшейся 17 ноября 1989 года. Исследование позволило выделить следующие виды метафор, представляющих современную политическую ситуацию в Чехии: антропоморфная (метафора сна и пробуждения, образ Спящей красавицы, образ рулевого корабля), морбиальная (метафора летаргического сна), природоморфная (метафора огня и света), экономическая (метафора политического маркетинга и политической продукции), зооморфная (метафора русского медведя и китайской панды), криминальная (метафора «банда президента»), милитарная (метафора защиты и нападения), квисквилиарная (метафора мусора и навоза). В ходе исследования подчеркивается идея обусловленности выбора стратегии воздействия на массовое сознание спецификой политического устройства государства: в ситуации конституционных изменений, связанных с установлением прямых выборов президента, актуализируется коммуникативная стратегия дискредитации личности и действий президента. Делается замечание о формировании устойчивых национальных языковых стереотипов и клишированных конструкций, трансформирующихся в угоду конкретной политической ситуации
Ключевые слова: политический дискурс; политическая метафорология; политические метафоры; метафорическое моделирование; «Бархатная революция»
Abstract: The paper studies metaphorical images that represent contemporary political situation in Czech Republic. The material for this research are the papers «Dnes», «iDnes», «České noviny», «Liberecký deník», «Parlamentní Listy», «Týden» and political posters devoted to the 27th anniversary of “The Velvet Revolution” in the Czech Republic (that happened on November 17, 1989). The research revealed the following types of metaphors representing contemporary political reality in the Czech Republic: anthropomorphic (metaphor of sleeping and waking up, the image of the Sleeping Beauty, the image of a quartermaster on board a ship), naturemorphic (metaphors of fire and light), economic (metaphor of political marketing and political products), zoomorphic (metaphors of the Russian bear and the Chinese panda), criminal (metaphor “President’s gang”), military (metaphor of defense and attack), metaphors of garbage and dung. The research argues that the choice of mass consciousness influence strategy depends on the political structure of the state: when amendments are made in the constitution connected with the introduction of direct elections of the president, the communicative strategy of discrediting the president and his work becomes frequent. It is argued that national stereotypes and set-expressions are accommodated to a certain political situation
Key words: political discourse; political metaphorology; political metaphor; metaphoric modeling; velvet revolution

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.