Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены средства реализации политического дискурса в пространстве романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», идеологически полифоничного произведения, вот уже почти век находящегося на острие идеологической полемики, которая, к сожалению, разворачивается вокруг личности и политических взглядов автора, а не вокруг политического содержания романа. Политические идеи, передаваемые в шолоховском тексте, сложны и многомерны и, по убеждению авторов статьи, не сводимы к оппозиции «свои — чужие» или триаде «красная идея» — «белая идея» — «донская идея». В романе транслируются не только политические идеи, актуальные для современной произведению эпохи, но и общеполитические категории «политического выбора», «политического противоречия», «политических средств». Автор статьи выступает против попыток связать политические идеи в романе с теми или иными персонажами, а также прослеживает неразрывную связь этих идей с гуманистическими философскими категориями, подчеркивает примат гуманистического над политическим в разработке образов конкретных персонажей. Политические идеи в тексте романа обнаруживают тенденцию к диффузии с неполитическими мотивами и идеями, в том числе с христианскими. В статье прослеживается стремление автора произведения рассмотреть специфику преломления политического дискурса через призму традиционного мышления казачества. Концепция взаимопроникновения политического и художественного типов дискурса позволяет снять неразрешимые противоречия, накопленные в критической литературе, посвященной шолоховскому шедевру
Ключевые слова: политический дискурс; художественные тексты; романы; гуманизм; русская литература; русские писатели
Abstract: The article touches upon the elements of political discourse found in M.A. Sholokhov’s novel “And Quiet Flows the Don”, which, being an ideologically polyphonic masterpiece, for almost a century creates polemical turbulence over the author’s personality, while the complex nature of ideological content of the novel is often ignored. Sholokhov’s political ideas, conveyed in his novel, are multilayered and polyphonic; they cannot be studied solely within the opposition of “our” — “their” or within the triangle “Red ideology” — “White ideology” — “Don Cossack ideology”. The novel does not only contain the set of political ideas, contemporary to its plot, but also a set of universal concepts of “political choice”, “political conflict”, “political means”, etc. This article denies the attempt to treat the novel’s characters as bearers of ideological views, but it highlights connection between political ideas and universal humanistic concepts, it also underlines the domination of humanism over political views in characters’ depiction. Political ideas in the novel tend to blend with nonpolitical ideas and motives, including Christian ideology. The article studies the peculiarities of political discourse influence over the masses of Don Cossacks. The idea of blending political and artistic types of discourse can potentially overcome the contradictions, commonly found in research papers on the Sholokhov’s masterpieces
Key words: political discourse; literary texts; novels; humanism; Russian literature; Russian writers

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.