Архив журнала
«СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…», ИЛИ О ПРИНЦИПАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ
- 520
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В фокусе размышлений — один из способов конструирования медиареальности, создание фейков. Функциональный потенциал фейков интерпретируется на фоне многочисленных средств и способов верификации истинности/ложности,
бытующих в языковых культурах. Обсуждаются причины востребованности фейков в актуальной медиасреде. Фейки описываются как одно из средств реализации дискурсивной стратегии, нацеленной на конструирование фиктивной реальности в тех или
иных условиях. На примере анализа статьи из немецкой газеты «Die Zeit», в которой немецкому читателю объясняется суть
конфликта между Трампом и его противниками, показывается вклад средств выражения модальности в конструирование политической фиктивной реальности. Особое внимание уделяется маркерам истинности, вероятности, достоверности фиктивной
медиареальности, а также маркерам истинности, вероятности, достоверности того или иного события и мнения о последнем,
бытующего в медиасреде. Изучаются условия бытования фейков в медиасреде и факторы, влияющие на функционирование фейков, а также на выбор адресанта средств реализации своей интенции. Анализируются процессы категоризации и концептуализации сведений о мире и влияние на них структур знания «коллективная идентичность коллективного и единичного субъекта познания и коммуникации» и «личностная идентичность единичного субъекта». Изучаются особенности рецепции содержания медиатекста в зависимости от групп факторов, обусловливающих выбор адресантом средств и способов конструирования политической медиареальности
Ключевые слова: медиатексты; фейки; медиареальность; медиалингвистика; СМИ, средства массовой информации;
язык СМИ; медиадискурс; политический дискурс; немецкие СМИ; немецкий язык; журналистика
Abstract: The focus of the paper is one of the ways of media reality construction, namely creation of fake news. The functional potential of fake news is interpreted against the background of multiple means and ways of verification of information which exist in every
culture. The reasons of popularity of fake news are discussed. Fake news is described as a kind of a discursive strategy aimed at constructing
fictitious reality. The research is based on the texts published in the German newspaper «Die Zeit». The texts explain to the readers the gist
of the conflict between Donald Trump and his opponents. The research reveals the role of modality markers in constructing fictitious political reality. Special attention is paid to the markers of authenticity, probability and trustworthiness used in fictitious media reality and to the
same markers used for the description of events and for expressing one’s opinion about these events. The paper describes the conditions in which fake news exists and the factors which influence fake news functioning. The processes of categorization and conceptualization of
knowledge about the world are discussed along with the impact of the knowledge structures «collective identity of the collective and single subject of knowledge and communication» and «personal identity of a single subject». The paper discusses the characteristic features of the media
texts perception depending on the groups of factors, which determine the choice of means and tools of political media reality construction
Key words: media text; fake; media reality; media linguistics; mass media; mass media language; media discourse; political discourse; German mass media; the German language; journalism