Вам может быть интересно:
Архив журнала
ПРАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЯН ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕДИАКОНЦЕПТА «ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА»
- 475
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена лингвистическому исследованию национально-гражданской идентификации россиян.
Теоретической базой исследования выступает мягкая концепция идентичности, которая делает акцент на изменчивости, фрагментарности, множественности идентичности и имеет исключительно символическое — дискурсивное — измерение. Предлагается рассматривать национально-гражданскую идентичность россиян как самостоятельный дискурсивный концепт, аналитически отличимый от сходных, но не совпадающих с ним понятий «этнос», «нация». На материале наиболее цитируемых, по данным
«Медиалогии», российских СМИ анализируются практики национально-гражданской идентификации и их взаимосвязь с концептом «информационная война». Его наличие обусловливает систематическое конструирование в медиадискурсе реальности,
в которой создается образ врага, а для аудитории СМИ конструируется роль жертвы враждебных действий. Выявлено широкое
распространение смысла «Россия, россияне — сплоченное единство» на всю политическую тематику дискурса российских СМИ.
Хотя упоминаются политические течения, отмеченные как актуальные для современной России (либерализм, фашизм), однако их
политическое содержание размывается до неразличения, они просто маркируются как неприемлемые. Политическая однородность большинства россиян увязывается с фигурой Президента РФ и характеризуется сплоченным единством перед враждебными силами (Запад, либеральные оппозиционеры). Внешнеполитическая идентификация представляет Россию прежде всего как
государство и поддерживается устойчивой оппозицией «Россия — Запад»
Ключевые слова: СМИ; средства массовой информации; дискурсивные практики; информационные войны; национальная идентичность; гражданская идентичность; россияне; политический дискурс; медиадискурс; медиаконцепты
Abstract: The article is a linguistic study of the national-civil identification of the Russians. The theoretical basis of the research is
a “soft” concept of identity, which emphasizes variability, fragmentation and plurality of identity, which has only symbolic (discursive)
dimension. It is proposed to consider the national-civil identity of the Russians in the media texts as an independent discursive concept, analytically distinguishable from similar but not identical “ethnos” and “nation” concepts. The practices of national-civil identification are analyzed in connection with the concept of “information warfare” on the material of the most cited Russian media (according to Medialogy). Its
presence causes the systematic construction of the media discourse reality, in which the image of the enemy is created, and for the media
audience the role of the victim of hostile actions is constructed. The study showed that the national-civic identity of the Russians today is
constructed mainly in the political and ideological directions. The wide dissemination of the meaning “Russia, Russians — a cohesive unity”
on the whole political theme of Russian media discourse is revealed. Political trends noted as relevant to modern Russia (liberalism, fascism)
are mentioned infrequently, and their political content is blurred, they are simply labeled as unacceptable. The political homogeneity of the
Russians is associated with the figure of the President of the Russian Federation and is characterized by a cohesive unity in front of the hostile forces (West, liberal oppositionists). Foreign-policy identification represents Russia primarily as a state and is supported by “RussiaWest” persistent opposition
Key words: mass media; media; discursive practices; information warfare; national identity; civil identity; the Russians; political
discourse; media discourse; media concepts