Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель настоящей статьи состоит в рассмотрении особенностей метафорической репрезентации образа России в политическом дискурсе западных СМИ. На основе наиболее актуальных метафорических выражений анализируется воздействие на реципиента в языковом (слово) и визуальном (изображение), а также в персуазивном и суггестивном аспектах. Методология настоящего исследования сложилась под влиянием теории метафорического моделирования и дескрипторной теории метафоры, а также опирается на достижения дискурс-анализа и отдельных отечественных представителей когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Демонстрируется, что некоторые метафоры требуют от реципиента «расшифровки», поэтому влияние их концептуальных установок остается незаметным. Помимо использования скрытого подтекста, часто ставка делается на постоянное повторение в разных источниках готового тождества и вызывание у реципиента такого привыкания к нему, что уже ничего доказывать не надо. В современных условиях информатизации западные СМИ консолидированы в вопросах противостояния России, и их усилия направлены на демонизацию ее образа и дискредитацию ее действий. Эти действия находят свое отражение в политическом дискурсе, для которого характерен медийный и массовый характер. Причина кроется в том, что большую часть транслируемой ими информации составляют материалы нескольких агентств, таких как Reuters, Associated Press и Agence France-Presse
Ключевые слова: образ России; политическая метафорология; политические метафоры; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; медиатексты; медиадискурс; информационные войны; языковое воздействие
Abstract: The goal of this paper is to study the features of metaphorical representation of the image of Russia in Western media political discourse. Based on the most frequent metaphors we analyze persuasion of an addressee via the language (word) and picture in persuasive and suggestive aspects. The methodology of this research grounds on the theory of metaphorical modeling and descriptor theory of metaphors, as well as the achievements of discourse analysis and works of the Russian scholars in cognitive linguists and linguoculturology. It is shown that some metaphors should be deciphered by the reader, that is why the influence of their conceptual connotations goes unnoticed. Besides the hidden connotation, the stress is often laid upon constant repetition of the readymade equation so that the reader got used to it and didn’t need any proof of the given information. In the world of information western media unite to confront Russia; their attempts are focused on demonization of Russia’s image and discreditation of its actions. This activity becomes obvious in political discourse that is characterized by media and mass nature. The reason for such activity is in the fact that most of the information is made of news prepared by such information agencies as Reuters, Associated Press and Agence France-Presse
Key words: image of Russia; political metaphorology; political metaphor; media; mass media; language of mass media; media texts; media discourse; information war; language manipulation

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.