Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящая статья имеет целью определить степень воздействия дезинформирующего медиатекста на общественное мнение. Воздействие дезинформации зависит от ритмического распределения прагматически значимых лексем в медиатексте, которые отражают общественный настрой, часто негативный. Методология исследования включает прагмалингвистический анализ и расчет вероятности. Прагмалингвистический анализ выявляет соответствие прагматически маркированной лексики содержанию внушения. Создается композиционно-тематическая модель медиатекста, обусловленная оптимальной для восприятия ритмической организацией, созданной повторяющимися прагматически маркированными структурообразующими элементами. Частотность элементов определяет статистический критерий. Вычисленная вероятность появления прагматически значимых слов в комментариях определяет степень воздействия дезинформирующего медиатекста. Результат анализа материала исследования доказывает, что даже средняя степень воздействия статьи, опубликованной в «The Washington Post», соответствует значительному эффекту внушения, который благоприятен для создания и распространения дезинформирующего контекста — в 46 % комментариев к статье дезинформация считается правдивой и становится стимулом для использования негативных угрожающих высказываний. Результаты настоящего исследования применимы в практике оценки валидности новостных сообщений, проверки сфабрикованных новостей и мониторинга дезинформации с целью определения оптимальных методов противодействия ей
Ключевые слова: дезинформация; медиатексты; медиадискурс; медиалингвистика; СМИ; средства массовой информации; лексемы
Abstract: The article aims at determining the extent of a desinforming media text effect on public opinion. The impact depends on the rhythmical distribution of pragmatically relevant lexemes in a media text, which reflect public views, most likely, a negative one. The research methodology includes pragmalinguistic analysis and probability calculation. The pragmalingustic analysis determines the correspondence of pragmatically relevant lexemes and a desinforming media text impact. A thematic compositional model of a media text is determined by the optimal for perception rhythmical text structure that is optimal for perception. The rhythm is created by frequently repeated pragmatically relevant lexemes. The frequency of these elements is a statistical criterion that is used to calculate the probability of pragmatically relevant lexemes occurrence in comments to a media text. The occurrence probability defines the extent of a desinforming media text impact. The research outcomes show that the moderate extent of a media text published in the Washington Post reflects the considerable suggestion effect, which promotes disinformation circulation. In 46 % of comments, the disinformation is assumed to be true. It promotes negative threatening utterances. The research findings can be applied to news validity estimate, fake news check, and disinformation monitoring in order to work out the countermeasure techniques
Key words: fake news; media texts; media discourse; media linguistics; media; mass media; lexeme

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.