ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена коммуникативно-прагматическому осмыслению феномена информационной войны на
материале разнообразных текстов, составляющих дискурс геополитического информационного противоборства между Россией
и Украиной. Описывается коммуникативная структура информационной войны: ее участники (ведущие политические деятели,
средства массовой информации, по-разному освещающие происходящие события в связи с необходимостью ориентироваться на
ожидания аудитории, общественные деятели — представители какой-либо неполитической сферы, обладающие узнаваемостью и
авторитетом, рядовые граждане, чья политическая активность принимает несколько форм: политические заявления, распространяемые на видеороликах, выступления на митингах), пространство, специфика речевого взаимодействия между оппонентами и невербальный компонент (так, украинские политики большое значение уделяют рукопожатию с оппонентом, обнаруживают
нежелание стоять рядом с оппонентом во время протокольной фотосессии, прибегают к демонстративному выходу из зала во время
выступления оппонента на международном форуме). Делается вывод, что речевое взаимодействие в рамках геополитического информационного противостояния, которое во многом является дискурсом конструирования идентичности, представляет собой высокоинтенсивную коммуникацию, к участию в которой приобщаются самые разные слои населения, которая стремится к расширению своего пространства, преодолению монологизма, использованию невербального компонента для усиления вербального
Ключевые слова: информационная война; коммуникативная структура; «иллокутивное вынуждение»; дискурс идентичности
Abstract: The article is devoted to the communicative-pragmatic study of the phenomenon of information warfare on the basis of
different texts that constitute the discourse of geo-political information warfare between Russian and Ukraine. The communicative structure
of information warfare is described: its participants (political leaders, mass media that show the events from different angles to meet the
expectations of the audience, political activists – representatives of non-political sphere who are famous and popular, ordinary people,
whose political activity has several manifestations: political appeals in videos, speeches in political gatherings, etc.), space, the specificity of
verbal cooperation between the opponents and non-verbal component (for example, the Ukrainian politicians pay much attention to shaking
hands with the opponent, they do not want to stand next to their political opponents in photo session, during the international forum they
may leave the room when their opponent is speaking). The conclusion is that verbal cooperation in the frameworks of geo-political information warfare, which is to a great extent a discursive construction of identity, is an intensive communication, which involves representatives of different social layers and aims at widening its sphere, overcoming monologues and the use of the non-verbal component to reinforce
the verbal one
Key words: information warfare; communicative structure; “illocutionary forcing”; discourse of identity