Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье поднимается ряд вопросов бытования «американской мечты» в русской лингвокультуре: лингвистический статус феномена, степень и специфика вторичной концептуализации, трансформация идеологемы в массмедиа в условиях информационной войны и степень соответствия бытового понятия медийной модели. В статье проведено сравнение 100 контекстов 1975–2015 и 2020–2023 гг. Структура бытового понятия выявлена в результате проведения ассоциативного эксперимента. В результате исследования установлено, что и в массмедиа, и в бытовом сознании слова-реакции обусловлены стимулом МЕЧТА, а не фразеологическим сочетанием. Автором выявлена когнитивная модель АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА = ЕДА и дименсиональные признаки ‘большой размер’ и ‘большой вес’, объективации концепта МЕЧТА не свойственные. В материале второго периода отмечено большее разнообразие номинативных вариантов идеологемы; семантическое разнообразие атрибутивных групп значительно меньше; преобладают вербальные метафоры с деструктивной семантикой. Результаты ассоциативного эксперимента подтверждают частичную концептуализацию «американской мечты» в рамках бытового восприятия. Лексические единицы-реакции на слово-стимул не имеют ярко выраженной негативной окраски, однако полное отсутствие элементов «мой», «свой» свидетельствует о начале отстройки и в бытовом сознании
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, российские СМИ, язык СМИ, языковые средства, русский язык, американская мечта, лингвокультурология, русская лингвокультура: идеологемы, бытовое понятие, политическая идеология, концептуальная метафора, ассоциативный эксперимент
Abstract: The article discusses some issues of the nature of “American dream” in Russian linguoculture: the linguistic status of the phenomenon, the degree and specificity of reconceptualization, the transformation of the ideologeme in mass-media in the period of information warfare, and the degree of correspondence of the everyday notion to the media construct. The article contains a comparison of 100 contexts referring to the periods of 1975-2015 and 2020-2023. The structure of the everyday notion has been revealed with the help of an associative experiment. The study shows that both in the media and in the everyday consciousness the words-responses are stimulated by the Russian concept “Dream” and not by the American phraseological unit. The author distinguishes the cognitive model AMERICAN DREAM = FOOD, and the dimensional features ‘big size’ and ‘large weight’ which are not used for the objectification of the concept “Dream”. The material of the second period demonstrates high variability of the nomination of the ideologeme, while semantic diversity of attributes becomes lower; verbal metaphors with destructive semantics prevail. The results of the associative experiment testify to partial reconceptualization of the “American Dream” in everyday consciousness. Words-responses to the word-stimulus do not possess salient negative evaluation, still the complete absence of the elements “my”, “own” testifies to the beginning of detuning in the everyday consciousness as well
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, Russian media, mass media language, language means, Russian language, American dream, linguoculturology, Russian linguoculture, ideologemes, everyday notion, political ideology, conceptual metaphor, associative experiment

Для цитирования:

Макеева, С. О. Американская мечта в русской лингвокультуре: идеологема и бытовое понятие / С. О. Макеева. — Текст : непосредственный // Political Linguistics. – 2024. – №3. – С. 175-182.

For citation

Makeeva S. O. (2024). American Dream in Russian Linguoculture: Ideologeme and Everyday Notion // Political Linguistics. – 2024. – №3. – P. 175-182.