Вам может быть интересно:
Архив журнала
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СУБЪЕКТА В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОТКРЫТОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
- 536
- Рубрика: РАЗДЕЛ 5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Типология коммуникативной ситуации учитывает два фактора: субъекты коммуникации, т. е. участники
диалога, и ситуация коммуникации. Приводятся характеристики открытой коммуникативной ситуации (публичное выступление,
значительное число адресатов, разное социальное положение адресанта и реципиентов) и закрытой коммуникативной ситуации.
В рамках политического дискурса с точки зрения степени прагматического воздействия коммуникативной ситуации, ее влияния
на эффект высказывания важно также учитывать разделение дискурса на высказывания субъекта в рамках политического дискурса (адресант полностью управляет ситуацией для достижения ожидаемого эффекта) и высказывания объекта в рамках политического дискурса (адресант субъективно ограничивает сферу распространения своего высказывания в рамках политического
дискурса или активно уменьшает число адресатов). С данных позиций анализируются прагматические особенности политических
высказываний В. В. Путина, в частности, взятых из материалов Большой пресс-конференции журналистов в 2017 году и 14-й конференции Валдайского форума. Отобраны высказывания В. В. Путина по следующим темам: экономика, взаимоотношения России и
США, проблемы международной безопасности и борьбы с международным терроризмом. Демонстрируется, что в открытой
коммуникативной ситуации говорящий субъективно желает повысить эффективность речи и степень ее влияния на слушателей,
что диктует особую эмоциональность высказывания, поиск эвфемизмов. По сравнению с пресс-конференцией для СМИ, конференция профессионалов высокого уровня ориентируется на ученых и специалистов. В данном случае эмоции высказывающегося по
определенным темам тоже важны, однако проявляется стремление скрывать персональное негативное отношение к описываемой ситуации, представлять ее в максимально нейтральном ключе
Ключевые слова: политический дискурс; политические высказывания; коммуникативные ситуации; субъекты коммуникации; прагматический эффект
Abstract: The classification of communicative situations takes into account two factors: communication participants, i.e. interlocutors, and the communicative situation. The article describes the features of open communicative situation (public speech, big audience,
different social status of addresser and recipients) and closed communicative situation. In political discourse, from the point of view of
pragmatic effect of communicative situation and its influence, it is necessary to take into account discourse separation in the speaker’s
statements in political discourse (in this case the addresser controls the situation to reach the necessary goal) and the listener’s responses in
political discourse (when the addresser chooses a particular topic in political discourse and thus reduces the number of addressees). Pragmatic features of V. Putin’s political statements are analyzed from this standpoint, in particular those taken from Putin’s “Big Press Conference” of 2017 and the 14th Valdai Discussion Club. We singled out the statements on the following topics: economics, relations between
Russia and the USA, international security issues and the war on international terrorism. It is found that in the open communicative situation the speaker tries to increase the effect of his speech and its impact on the listeners, which explains its emotional tension and the use of
euphemisms. As compared to the press conference with mass media, the conference of highly qualified professionals is addressed to scientists and specialists. In this case emotions of the speaker covering certain topics are also important, however, there is a tendency to hide
negative attitude to the described situation and to present it in a neutral way
Key words: political discourse; political statements; communicative situation; communication participants; pragmatic effects