Архив журнала
Мультимедиальный код языка и его роль в политической лингвистике
- 621
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-06-02
Аннотация: Развитие интернет-технологий и мультимедиа делает возможным создание текстов, синтезирующих в себе знаки различных кодов, как вербальных, так и невербальных, буквенных и небуквенных. Это позволяет выдвинуть гипотезу о формировании в коммуникативном пространстве Интернета нового, мультимедиального кода языка. Данный код рассматривается как закономерный этап развития человеческой коммуникации в новых технологических условиях, а не как антропорегресс. Например, мультимедиальный код усложняет традиционную пунктуационную систему языка, интегрируя в нее эмодзи, стикеры и другие мультимедиальные знаки в функции запятых, точек, многоточий и т. п. Мультимедиальная стилистика видит в новом коммуникативном коде
языка потенции усиления экспрессии и выразительности. Разграничиваются термины «мультимедиальный текст»
и «мультимодальный текст»: мультимедиальный текст возник на базе мультимедиа и является продуктом мультимедийных технологий, которые формируют сложный синкретичный код медиакоммуникации за счет инкорпорации знаков различной медийной природы, а мультимодальный текст не обязательно относится к медийным.
Мультимедиальные тексты, которые одновременно являются поликодовыми и мультимодальными, вызывают симультанный эффект, оказывающий серьезное воздействие на адресата. Данное свойство мультимедиальных текстов активно используется в политической коммуникации. Особый интерес для политической лингвистики представляют интернет-мемы и мультимедиальные статьи, которые становятся инструментами современных политтехнологий. Мем, генетически связанный с карикатурой, создается не художниками, а любым человеком, овладевшим мультимедийными интернет-технологиями; преимущества мема — в скорости распространения, охвате
аудитории (в этом мем сближается с политическим анекдотом) и интерактивной реакции на политическое послание. Мультимедиальный код в интернет-статьях работает не только на восприятие информации всеми органами
чувств, но и повышает достоверность, например за счет использования видеофрагментов
Ключевые слова: Интернет; интернет-пространство; интернет-дискурс; интернет-тексты; интернет-коммуникация; социальные сети; мультимедиа; мультимедиальный код; политический дискурс; медиадискурс;
медиатексты; мультимедиальная стилистика; мультимедиальные знаки; интернет-мемы; мультимедиальные
тексты; мультимодальные тексты; политическая лингвистика; политическая коммуникация
Abstract: The development of Internet technologies and multimedia makes it possible to create texts incorporating
signs of various codes, both verbal and nonverbal, alphabetical and non-alphabetical. This allows posing a hypothesis about
the formation of a new multimedia language code in the communicative space of the Internet. This code is considered to be a
logical stage in the development of human communication under new technological conditions but not as an anthropological
regression. The multimedia code complicates the traditional punctuation system of language integrating into it emoji, stickers and other multimedia signs in the function of commas, full stops, suspension points, etc. Multimedia stylistics treats the
new communicative language code as a potential for boosting emotionality and expressiveness. The author discriminates
between the terms “multimedia text” and “multimodal text”: the multimedia text emerges on the basis of multimedia and is a
product of multimedia technologies which form a complex syncretic code of media communication by incorporating signs of
diversified media nature, and the multimodal text is not necessarily media. Multimedia texts, which are at the same time
polycode and multimodal, produce a stimulating effect with a serious impact upon the recipient. This property of multimedia
texts is actively used in political communication. Internet memes and multimedia articles which become instruments of modern political technologies are especially interesting for political linguistics. The meme, genetically connected with cartoon, is
not created by artists but by any common person who has mastered multimedia Internet technologies. The advantages of the
meme consist in the speed of disseminating, a wide range of audience (it is close to political anecdote in this sense) and the
interactive response to a political message. The multimedia code in the Internet articles does not only enhance the perception
by all sense organs but also improves information reliability, e.g. by using video footages
Key words: Internet; Internet space; Internet discourse; Internet texts; Internet communication; social networks;
multimedia; multimedia code; political discourse; media discourse; media texts; multimedia stylistics; multimedia signs;
Internet memes; multimedia texts; multimodal texts; political linguistics; political communication
Для цитирования:
Клушина, Н. И. Мультимедиальный код языка и его роль в политической лингвистике /
Н. И. Клушина // Политическая лингвистика. – 2020. – №6. – С. 19-25. DOI 10.26170/pl20-06-02.
For citation
Klushina, N. I. Multimedia Language Code and its Role in Political Linguistics / N. I. Klushina // Political Linguistics. – 2020. – №6. – P. 19-25. DOI 10.26170/pl20-06-02.