Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_09
Аннотация: В статье рассматривается роль метафорических словоупотреблений во французском политическом дискурсе. Анализу подвергнуты аутентичные примеры языковых единиц, извлеченные из электронных газет «Le Parisien» и «Le Monde» (публикации с ноября по декабрь 2020 года). Актуальность работы обусловлена выбором аутентичных примеров для аргументирования выдвигаемых тезисов, а также все возрастающей ролью метафоры как когнитивного феномена и ее воздействием на мировоззрение социума, что очевидно на примере французского политического дискурса. Научная новизна работы видится в том, что на базе иллюстративного материала (в том числе фрагментов выступлений лидера ультралевых формаций во Франции и кандидата на пост президента в 2022 году Жана-Люка Меланшона) метафора представляется персуазивным средством экспликации интенций, что может быть полезно для совершенствования теории коммуникации в межкультурном контексте. Показано, что образное употребление лингвистических знаков имеет своей целью манипуляцию сознанием реципиента и формирование у него определенной модели социально-политического контекста. В равной степени метафоры служат средством украшения языка французской политической коммуникации. Метафорические конструкции придают фразе замысловатость, вызывают желание реципиента проанализировать и обдумать прочитанное; решается одна из задач политической стилистики, а именно реализуется «функция убеждения», то есть оказания влияния на реципиента с помощью изобразительно-выразительных средств языка. Практическая значимость работы обусловлена возможностью включения фрагментов анализа иллюстративного материала в преподавание теории и практики перевода; материал также может вызвать интерес в ходе разработки спецкурса по французскому политическому дискурсу
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; языковые средства; французские СМИ; французский язык; французский политический дискурс; метафорическое словоупотребление; когнитивный феномен; узуальные метафоры; политический дискурс; политическая метафорология; метафорическое моделирование; метафорические модели
Abstract: The article examines the role of metaphorical word usages in French political discourse. Authentic examples of language units extracted from the online newspapers “Le Parisien” and “Le Monde” (published from November to December 2020) were analyzed. The urgency of the study can be attributed to the choice of authentic examples for argumentation of the theses posed, as well as the increasing role of metaphor as a cognitive phenomenon and its impact on the worldview of society, which is clearly demonstrated by the examples from French political discourse. The scientific novelty of the study may consist in the fact that on the basis of illustrative material (including fragments of speeches by the leader of the ultra-left formations in France and the 2022 candidate for the post of president Jean-Luc Melenchon), the metaphor is presented as a persuasive means of explicating intentions, which can be useful for developing the theory of communication in the intercultural context. It is shown that the figurative use of linguistic signs is aimed at manipulating the recipient's consciousness and forming a certain model of the socio-political context. Equally, metaphors serve as a means of embellishing the language of French political communication. Metaphorical constructions give the phrase complexity and cause the recipient to analyze and think about what he or she has read. Thus one of the tasks of political stylistics, namely, the “function of persuasion” which allows influencing the recipient with the help of visual and expressive means of language is realized. The practical significance of the work is derived from the possibility of including fragments of the analysis of illustrative material in the teaching of translation theory and practice; the material may also be of interest to those who develop a special course in French political discourse study
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; linguistic means; French mass media; French; French political discourse; metaphorical word usage; cognitive phenomenon; usual metaphors; political discourse; political metaphorology; metaphorical modeling; metaphorical models

Для цитирования:

Логинова, П. Г. Изобразительно-выразительные свойства метафоры во французском политическом дискурсе (на материале периодических изданий «Le Parisien» и «Le Monde») / П. Г. Логинова // Политическая лингвистика. – 2021. – №3. – С. 101-108. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_09.

For citation

Loginova, P. G. Towards the Role of Metaphor in French Political Discourse (on the Material of the French Periodicals Le Parisien and Le Monde) / P. G. Loginova // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 101-108. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.