Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_13
Аннотация: В статье представлены результаты сопоставительного анализа изданных в США, России и Европе комиксов, сюжет которых связан с историей Первой и Второй мировых войн. Авторы предпринимают попытку выявить национальные особенности репрезентации военных конфликтов на страницах комиксов. В результате анализа комплекса источников определены 3 категории комиксов: представляющие альтернативную версию истории, направленные на развлечение; комиксы, основанные на документальных произведениях, имеющие своей целью представить простым и доступным языком сложную и болезненную для восприятия тему (применительно к комиксам, основанным на реальных исторических сюжетах и источниках, в последнее время часто применяется термин «графический роман»); смешанный тип, сочетающий документальные и художественные элементы. Отмечается, что все рассмотренные комиксы, независимо от того, представлена в них Первая мировая война или Вторая мировая, содержат антивоенный посыл. Авторы исходят из того, что в современных условиях политизации истории, когда вокруг интерпретаций исторических событий разворачиваются настоящие «войны памяти», комиксы могут быть не просто средством развлечения, но и оказывать влияние на процесс формирования и трансформации исторической памяти: по мере удаления от событий Второй мировой войны в стремлении донести до молодежи масштаб и ужас величайшей трагедии в истории человечества приходится искать новые формы репрезентации прошлого
Ключевые слова: историческая память; мировые войны; комиксы; репрезентация прошлого; образ прошлого; мемориализация; графические романы
Abstract: The article presents the results of a comparative analysis of comics published in the United States, Russia and Europe, the plot of which is connected with the history of the First and Second World Wars. The authors attempt to identify the national characteristics of the representation of military conflicts on the pages of comics. The sample analysis results allow distinguishing 3 categories of comics: comics representing an alternative version of the history and aimed at entertainment; comics based on documentary works that aim to present a complex and painful topic in a simple and accessible language (the term "graphic novel" is often used recently for comics based on real historical events and sources); comicsof a mixed type that combine documentary and fiction elements. It is noted that all the comics under consideration, regardless of whether they depict the First World War or the Second World War, contain an anti-war message. The authors proceed from the fact that under the modern conditions of politicization of history, when real "memory wars" unfold around the interpretations of historical events, comics can be not just a means of entertainment, but also influence the process of formation and transformation of historical memory: as we move away from the events of the Second World War, in an effort to convey to the young people the scale and horror of the greatest tragedy in the history of mankind, we have to look for new forms of representation of the past
Key words: historical memory; world wars; comics; representation of the past; image of the past; memorialization; graphic novels

Для цитирования:

Грибан, И. В. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного / И. В. Грибан, З. Р. Зиннатуллина // Политическая лингвистика. – 2021. – №3. – С. 133-144. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_13.

For citation

Griban, I. V. Representation of the History of World Wars: From the Tragic to the Comic / I. V. Griban, Z. R. Zinnatullina // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 133-144. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_13.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.