Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_17
Аннотация: Автором статьи предпринимается попытка проследить эволюцию стратегий изучения и преподавания русского языка как иностранного в Китайской Народной Республике. Научная актуальность обосновывается автором преобладанием в современном мире информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни. В статье приведен репрезентативный анализ работ исследователей из КНР, посвященных эволюции стратегий изучения и преподавания русского языка как иностранного. Основной метод, применяемый автором, можно охарактеризовать как анализ наукометрических баз по ключевому запросу «русский язык». Также автором применен метод диахронного анализа процесса изучения русского языка в Китайской Народной Республике. В статье рассмотрены ключевые исторические этапы изучения русского языка: идеологический, инструментарнометодологический, прагматический. На основании анализа работ китайских ученых выявлены основные методики преподавания русского языка как иностранного, среди которых исследователь выделяет аспектные, системные, комбинированные методы на основе различных техник перевода и запоминания текста. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий, в том числе ресурсов сети «Интернет». Автор отмечает, что ключевым условием широкого использования онлайн-обучения является формирование комплексной образовательной и языковой среды на основе субъект-субъектного подхода в преподавании русского языка как иностранного. Изучение языка представлено как динамический процесс, обусловленный рядом историко-культурных и социально-политических факторов. Отмечается, что дискуссионным до сих пор остается вопрос о принципах методики преподавания и изучения русского языка в Китайской Народной Республике: с одной стороны, осуществляется поиск универсальной методик преподавания русского языка, с другой — предлагается отказ от последовательного системного изучения и преподавания языка
Ключевые слова: русский язык как иностранный; РКИ; методика преподавания русского языка; методы обучения; языковая политика; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; дистанционное обучение; дистанционные технологии обучения
Abstract: The author of the article attempts to trace the evolution of the strategies of learning and teaching Russian as a foreign language in the People's Republic of China. The research urgency of the study is substantiated by the author by the prevalence of information and communication technologies in the modern world in all spheres of life. The article provides a representative analysis of the works of Chinese scholars devoted to the evolution of the strategies of learning and teaching Russian as a foreign language. The main method used by the author can be characterized as an analysis of sciencemetric databases for the key query “Russian language”. The author also uses the method of diachronic analysis of the process of learning Russian in the People's Republic of China. The article examines the key historical stages of learning the Russian language: ideological, instrumental-methodological, and pragmatic. Based on the analysis of the works of Chinese scholars, the main methods of teaching Russian as a foreign language have been identified, among which the researcher distinguishes: aspectual, systemic, and combined methods based on various techniques of translation and memorization of the text. Special attention is paid to the development of information technologies, including Internet resources. The author notes that the formation of an integrated educational and linguistic environment based on the subject-subject approach in teaching Russian as a foreign language is the key condition for the widespread use of online learning. Language learning is presented as a dynamic process depending on a number of historico-cultural and socio-political factors. It is noted that the question of the principles of the methods of teaching and learning Russian in the People's Republic of China is still subject to discussion: on the one hand, a search for universal methods of teaching the Russian language is being carried out, on the other hand, it is proposed to abandon the consistent systematic learning and teaching of the language
Key words: Russian as a foreign language; methods of teaching Russian; teaching methods; language policy; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; distance learning; distance teaching technologies

Для цитирования:

Порозов, Р. Ю. К вопросу об истории стратегий изучения и преподавания русского языка в Китае: от традиции к инновациям / Р. Ю. Порозов // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 156-161. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_17.

For citation

Porozov, R. Yu. To the Question of the History of Strategies of Learning and Teaching Russian in China: From Tradition to Innovation / R. Yu. Porozov // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 156-161. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_17.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.