Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_16
Аннотация: Данная работа посвящена таким неологизмам, как «кибербуллинг» и «киберхулиган». Сделана попытка психолингвистического описания их значений на основе ассоциативного эксперимента, где участникам в ходе онлайн-опроса было предложено дать определение кибербуллингу и перечислить ассоциации на слово «киберхулиган». В исследовании приняли участие 537 студентов Кемеровского государственного университета. Полученные результаты сравнивались с результатами анализа словарных дефиниций лексем «cyberbullying» и «cyberbully» в англоязычных толковых словарях, так как в русскоязычных лексикографических источниках феномены еще не зафиксированы. Ассоциативный эксперимент продемонстрировал общие семантические компоненты: использование технологий с целью запугивания или оскорбления человека; акт / деятельность с отрицательно заряженной интенцией; средой возникновения и реализации выступает Интернет и социальные сети. Расхождения были отмечены в том, что русскоязычный пользователь Интернета не склонен однозначно ассоциировать кибербуллинг с молодежной средой, путается в видах киберагрессии, но вполне четко относит это явление к сфере преступной деятельности. Кроме того, кибербуллинг часто описывался как явление не только психологическое или виртуальное, но и физическое, а участник опроса считал необходимым объяснить субъектно-объектные отношения процесса кибербуллинга
Ключевые слова: киберкоммуникация; вербальная агрессия; психолингвистическое описание; языковое сознание; иноязычные заимствования; неологизмы; ассоциативный эксперимент; лексическая семантика; лексемы; лексикография; толковые словари; словарные дефиниции; английский язык; русский язык; заимствование слов
Abstract: The present study features the neologisms “cyberbullying” and “cyberbully”. It presents an attempt of a psycholinguistic description of their meanings on the basis of an associative experiment, in which the participants were asked to define “cyberbullying” and to enumerate their associations with the word “cyberbully”. 537 students of Kemerovo State University took part in the experiment. The results obtained were compared with dictionary definitions of the lexemes "cyberbullying" and "cyberbully" in English-language explanatory dictionaries, since the phenomena have not yet been recorded in Russian-language lexicographic sources. The associative experiment demonstrated the common semantic components: the use of technologies to intimidate or offend a person; act / activity with a negatively charged intention; the Internet and social networks as a medium. However, Russian-speaking Internet users were not inclined to directly associate cyberbullying with the youth environment and mixed up the types of cyber aggression, but quite clearly referred this phenomenon to the criminal sphere. In addition, cyberbullying was often described not only as a psychological or virtual phenomenon, but also as a physical one, and survey participants considered it necessary to explain the subject-object relationships of the cyberbullying process
Key words: cybercommunication; verbal aggression; psycholinguistic description; linguistic consciousness; loan words; neologisms; associative experiment; lexical meaning; lexemes; lexicography; explanatory dictionaries; dictionary definitions; English; Russian; word borrowing

Для цитирования:

Каменева, В. А. Психолингвистическое описание значений неологизмов. «Кибербуллинг» и «киберхулиган»: освоенность семантики / В. A. Каменева, И. С. Морозова, Н. В. Рабкина, С. В. Коломиец // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 146-155. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_16.

For citation

Kameneva, V. A. Psycholinguistic Description of the Meanings of the Neologisms Cyberbullying and Cyberbully: Semantics Awareness / V. A. Kameneva, I. S. Morozova, N. V. Rabkina, S. V. Kolomiets // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 146-155. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.