Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящее исследование посвящено изучению специфики языкового моделирования образа «вежливых людей» в электронных СМИ России, Украины и Белоруссии. Материалом для исследования послужили тексты электронных газет, журналов, информационных агентств за период с марта 2014 года по настоящее время, а также политические иллюстрации, относящиеся к исследовательской тематике. Ключевым методом исследования, используемым при интерпретации текстового материала, стал метод контекстологического анализа для описания языковых особенностей реализации эвфемизма «вежливые люди» в электронных СМИ России, Украины и Белоруссии и выявления его метафорического потенциала в русском языке, а также анализ иконического компонента креолизованного текста с точки зрения композиции для выявления коммуникативных задач автора. В результате исследования выявлены причины появления, история становления эвфемизма «вежливые люди» и синонимичной ему конструкции «зеленые человечки», установлены особенности реализации данных эвфемизмов в контекстах политической направленности, определена специфика их функционирования в российских, украинских и белорусских СМИ. В процессе анализа получает подтверждение тезис авторов о том, что высокая значимость эвфемизма «вежливые люди» в актуальном медиапространстве и зависимость его коннотации от описываемого события и политических установок автора медиатекста определяет его место в языковой картине мира носителя русской лингвокультуры. Комплексный анализ исследуемых эвфемизмов позволяет проследить динамику их развития за период от перехода Республики Крым в состав Российской Федерации в феврале — марте 2014 года до военной операции в Украине в 2022 году
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, электронные СМИ, Интернет, интернет-пространство, интернет-технологии, интернеткоммуникация, социальные сети, интернет-ресурсы, интернет-дискурс, интернет-тексты, политический дискурс, эвфемизмы, окказионализмы, семантический окказионализм, креолизованные тексты, «вежливые люди», «зеленые человечки», метафорическое моделирование, метафорические модели, политические метафоры, политическая метафорология
Abstract: This paper studies the specificity of linguistic modeling of the image of “polite people” in the electronic media of Russia, Ukraine and Belarus. The material for the study comprises texts of electronic newspapers, magazines, and news agencies for the period from March 2014 to the present, as well as political illustrations related to the topics under consideration. The key research method used in the interpretation of the textual material is the method of contextual analysis aimed to describe the linguistic features of the realization of the euphemism “polite people” in the electronic media of Russia, Ukraine and Belarus and to identify its metaphorical potential in the Russian language, as well as the analysis of the iconic component of the creolized text from the point of view of the composition in order to identify the communicative tasks of the author. The study has revealed the reasons for the emergence and the history of the formation of the euphemism “polite people” and the construction “little green men” synonymous with it, has discovered the peculiarities of the realization of these euphemisms in the contexts of political orientation, and has determined the specificity of their functioning in the Russian, Ukrainian and Belarusian media. In the process of analysis, the authors' thesis is confirmed that the high significance of the euphemism “polite people” in the current media space and the dependence of its connotation on the event described and the political leanings of the author of the media text determine its place in the linguistic worldview of the native speaker of Russian linguoculture. A comprehensive analysis of the euphemisms under study allows the researcher to trace the dynamics of their development over the period from Crimea's accession to the Russian Federation in February — March 2014 to the military operation in Ukraine in 2022
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, electronic mass media, Internet, Internet space, Internet technologies, Internet communication, social networking sites, Internet resources, Internet discourse, Internet texts, political discourse, euphemisms, occasionalisms, semantic occasionalism, creolized texts, “polite people”, “little green men”, metaphorical modeling, metaphorical models, political metaphors, political metaphorology

Для цитирования:

Мищенко, А. Н. Языковые особенности реализации эвфемизма «вежливые люди» в электронных СМИ России, Украины и Белоруссии / А. Н. Мищенко, Е. А. Нахимова, Н. А. Сегал. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №2. – С. 129-137.

For citation

Mishchenko A. N., Nakhimova E. A., Segal N. А. (2022). Linguistic Realization of the Euphemism “Polite People” in the Electronic Media of Russia, Ukraine and Belarus // Political Linguistics. – 2022. – №2. – P. 129-137.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.