Вам может быть интересно:
Архив журнала
Справедливость и несправедливость: речевое представление ценностей и антиценностей в современном медиадискурсе (на материале печатных СМИ)
- 707
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья, написанная на материале массовой прессы 2019—2021 гг., посвящена речевому представлению аксиологической диады «справедливость/несправедливость» в медиатопиках «Политика», «Образование», «Культура», «Экономика». Автором установлено, что в разных форматах медиадискурса данная аксиологическая диада имеет различную смысловую природу, но общую оппозитивную представленность, которая обусловлена общей полемичностью СМИ. Смысловая природа аксиологической диады связана в исследованных публикациях, во-первых, с фигурой политика и его деятельностью во имя блага народных масс; во-вторых, со справедливой/несправедливой оплатой труда учителей; в-третьих, с уходом Т. В. Дорониной с поста художественного руководителя МХАТ; в-четвертых — с практикой современного российского налогообложения. Во всех текстах имя
ценности/антиценности («справедливость/несправедливость») отсутствует. Утверждение справедливости происходит путем такого представления ситуации, из которого можно вывести умозаключение «Это справедливо…»,
или посредством умозаключения — отрицания несправедливости: «Это несправедливо, поэтому следует…». В свою очередь, антиценность «несправедливость» репрезентируется путем информирования о фактах, решениях, сложившихся практиках, которые автор текста считает несправедливыми, а также в форме оценочных суждений. В целом для речевого представления данной аксиологической диады в текстах СМИ широко используется целый спектр речевых средств. Это организация заголовочного комплекса публикации; открытый репертуар первичных
речевых жанров (рекомендация, предложение, прогноз, предположение, совет, слухи, обращение, обвинение и др.); ярлыки; оценочные суждения, аргументы-доказательства, ссылки на авторитетные источники, сопоставления;
отсылки к прецедентным текстам; контексты самодискредитации; весь комплекс риторических средств (фигуры, тропы, цепочки вопросов, сермоцинацио и др.) и их конвергенция. Автор статьи приходит к выводу, что аксиологическая организация текстов СМИ во всех исследованных случаях предполагает аксиологическую асимметрию: антиценность «несправедливость» репрезентирована в текстах более широко и разнообразно, чем ценность «справедливость». Сказанное коррелирует с фактом количественного преобладания языковых средств негативной оценки над средствами позитивной оценки и является одной из ведущих особенностей текстообразования в современном медиадискурсе
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, печатные СМИ, аксиология, ценности, антиценности, справедливость, несправедливость, речевые представления, политическая коммуникация
Abstract: The article, written on the material of the mass print media of 2019-2021, is devoted to the speech representation of the axiological dyad “justice/injustice” in the media topics “Politics”, “Education”, “Culture”, and “Economy”. The study has revealed that in different formats of media discourse, this axiological dyad has a different semantic nature but a common oppositional representation, which is due to the general polemic character of the media. The semantic nature of the axiological dyad is connected in the publications studied, firstly, with the figure of a politician and their activity for the benefit of the masses; secondly, with the fair/unfair pay for teachers; thirdly, with the resignation of T. V. Doronina from the post of artistic director of the Moscow Art Theater; fourthly, with the practice of modern Russian taxation. In all texts, the name of value/anti-value (“justice/injustice”) is absent. The expression of justice presupposes such a representation of the situation, from which one can deduce the conclusion “This is fair ...”, or by the conclusion – denial of injustice: “This is unfair, therefore it follows ...”. In turn, the anti-value “injustice” is represented by informing about facts, decisions, or past practices that the author of the text considers unfair, as well as in the form of axiological judgments. In general, a whole range of language means is widely used in media texts for speech representation of this axiological dyad. They include organization of the headline complex of the publication; an open repertoire of primary speech genres (recommendation, proposal, forecast, assumption, advice, rumors, appeal, accusation, etc.); labels; value-based judgments, arguments-proofs, references to reliable sources, comparisons; references to precedent texts; self-discrediting contexts; the whole complex of rhetorical means (figures, tropes, chains of questions, sermocination, etc.) and their convergence. The author of the article
comes to the conclusion that the axiological organization of all media texts presupposes axiological asymmetry: the antivalue of “injustice” is represented in the texts wider and in a greater number of ways than the value of “justice”. The above
correlates with the fact of quantitative predominance of the language means of negative evaluation over the means of positive evaluation and is one of the leading features of text generation in the modern media discourse
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, print media, axiology, values, anti-values, justice, injustice, speech representations, political communication
Для цитирования:
Руженцева, Н. Б. Справедливость и несправедливость: речевое представление ценностей и антиценностей в современном медиадискурсе (на материале печатных СМИ) / Н. Б. Руженцева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №2. – С. 52-59.
For citation
Ruzhentseva N. B. (2022). Justice and Injustice: Speech Representation of Values and Anti-values in Modern Media Discourse (Based on the Material of Print Media) // Political Linguistics. – 2022. – №2. – P. 52-59.