Вам может быть интересно:
Архив журнала
Точка зрения в публицистическом дискурсе: речевое представление и аксиологическое содержание
- 823
- Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме речевой организации и аксиологического содержания точки зрения. Точка зрения является важнейшим компонентом публицистического текста, а трансляция взгляда (или системы взглядов) на тот или иной фрагмент действительности — предметно-содержательной основой аналитических жанров. Анализ проблемных статей, опубликованных в массовой газете «Аргументы недели», позволяет автору утверждать, что точка зрения в аналитических жанрах публицистики соотносима с проблематикой текста.
Аналитический текст имеет полисубъектную и оппозитивную организацию: противоположные мнения о проблеме
представлены двумя или более группами субъектов. Субъектная и речевая организация таких текстов нетождественна и вариативна, что соответствует жанру проблемной статьи, разнообразному и подвижному по своему языку и стилю. Тексты статей различаются по количеству субъектов (носителей точки зрения) и по форме ее речевого представления. Последнее осуществляется посредством речевых действий, имеющих целью информирование и
воздействие, путем использования глаголов речи и восприятия, а также форм чужой речи. Распространенным способом представления точки зрения является использование прецедентных феноменов и различных литературных
аллюзий. Автор как субъект речи может одновременно транслировать разные точки зрения, что детерминировано
жанрообразующим признаком статьи этого типа — стремлением к объективному рассмотрению проблемы. Анализ текста статей свидетельствует также о том, что точка зрения аксиогенна по своей лингвистической и экстралингвистической природе; ее аксиологическое содержание определяется проблематикой публикации. Точка зрения соотносима как с ценностями, так и с антиценностями, которые полностью или частично коррелируют между собой. Различия между ценностями и антиценностями могут проявляться в количестве точек зрения, соотносимых с ценностями и антиценностями; в отборе субъектов — носителей точки зрения; в речевом представлении
точки зрения, а также в дискурсивной специализации высказывания, которая является компонентом аксиологического содержания. В целом продемонстрированная в статье методика анализа может, с точки зрения автора,
стать частью комплексного аксиологического исследования текстов СМИ
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, газетный дискурс, аксиология, точка зрения, речевое представление, субъектная организация
текста, российские СМИ, аналитические статьи, аналитические тексты, публицистический дискурс, аналитические жанры
Abstract: The article deals with the issue of linguistic organization and axiological content of the point of view. The
point of view is the most important component of a publicistic text, and the translation of a view (or a system of views) on a
particular fragment of reality is the substantive basis of analytical genres. An analysis of articles on controversial issues
published in the popular newspaper “Agrumenty Nedeli” (Arguments of the Week) allows the author to argue that in the
analytical genres of journalism, the point of view is correlated with the problems highlighted in the text. The analytical text
has a polysubject and oppositional organization: opposing opinions about the problem are represented by two or more
groups of subjects. The subject and the linguistic organizations of such texts are not identical and variable, which corresponds to the genre of the controversial article and to its diverse and mobile language and style. The texts of the articles
differ in the number of the subjects (persons expressing the point of view) and in the form of its linguistic representation. The
latter is carried out through speech acts aimed at informing and influencing, through the use of speech and perception verbs,
as well as forms of another person’s speech. The use of precedent phenomena and various literary allusions is a common
way of presenting a point of view. The author, as a subject of speech, can simultaneously express different points of view,
which is determined by the genre-forming feature of the article of this type - desire for an objective consideration of the problem. The analysis of the text of the articles also indicates that the point of view is axiogenic in its linguistic and
extralinguistic nature, and its axiological content is determined by the issues of the publication. The point of view is correlated with both values and anti-values, which are fully or partially correlated with each other. The differences between values
and anti-values can manifest themselves in the number of points of view correlated with values and anti-values; in the selection of subjects who express the point of view; in the linguistic representation of the point of view, as well as in the discursive
specialization of the utterance, which is a component of the axiological content. In general, from the author's point of view,
the analytical technique described in the article can become part of a comprehensive axiological study of media texts
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, newspaper discourse, axiology, point of view, linguistic representation, subject text organization, Russian mass media, analytical articles, analytical
texts, publicistic discourse, analytical genres
Для цитирования:
Руженцева, Н. Б. Точка зрения в публицистическом дискурсе: речевое представление
и аксиологическое содержание / Н. Б. Руженцева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. —
2022. — № 3 (93). — С. 12-19 // Политическая лингвистика. – 2022. – №3. – С. 12-19.
For citation
Ruzhentseva N. B. (2022). Point of View in Publicistic Discourse: Linguistic Representation and Axiological Content. In Political Linguistics. No 3 (93), pp. 12-19. (In Russ.) // Political Linguistics. – 2022. – №3. – P. 12-19.