Вам может быть интересно:
Архив журнала
Природная метафора как средство концептуализации пандемии COVID-19 в русскоязычных СМИ
- 501
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_12
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению метафорического моделирования пандемии COVID-19 в
текстах русскоязычных СМИ («Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Forbes» и
др.) за период с 1 января 2020 года по декабрь 2022 года. В процессе концептуализации коронавируса COVID-19 в
СМИ регулярно использовались метафоры войны, второе место по продуктивности занимают метафоры со сферой-источником «Природа». Исследование проводилось с опорой на методику метафорического моделирования.
Цель работы связана с выявлением и описанием метафорических моделей со сферой-источником «Природа», репрезентирующих образ пандемии COVID-19 в русскоязычных СМИ. Анализ показал, что наиболее частотной среди
последних оказалась модель «коронавирус — это волна», которая описывает характер и динамику распространения коронавируса. Идею водной стихии также продолжают метафоры всплеска и цунами. Природная метафора
представляет в основном две понятийные сферы: «природные явления» (шторм, туман, буря, распространение
волны) и «стихийное бедствие» (наводнение, цунами). Традиционные метафоры пожара и наводнения в дискурсе
пандемии носят спорадический характер. Использование природной метафоры позволяет выявить и описать некоторые когнитивные признаки концепта «коронавирус» — характер и масштаб явления, динамику распространения, эффект воздействия, происхождение. Продуктивность природной метафоры диагностирует тревожное,
граничащее с паникой, состояние общества в 2020—2021 гг., снижение продуктивности в 2022 г. позволяет говорить об адаптации человека и принятии новой пандемийной реальности. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и проведении спецкурсов по когнитивной лингвистике и теории метафоры
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой
информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, российские СМИ, языковые средства, русский язык, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, концептуальные метафоры, природные метафоры, коронавирус, пандемия, COVID-19
Abstract: The article studies the metaphorical modeling of the COVID-19 pandemic in the texts of the Russianlanguage mass media (Komsomolskaya Pravda, Kommersant, Moskovskiy Komsomolets, Forbes, etc.) for the period from
January 1, 2020 to December 2022. Metaphors of war are regularly used in the process of conceptualization of the COVID-
19 pandemic in the media; metaphors of the source domain “Nature” are second in productivity. The research was carried
out based on the method of metaphorical modeling. The purpose of the study is to single out and describe the metaphorical
models with the source domain “Nature” which represent the image of the COVID-19 pandemic in the Russian-language
media. The analysis has shown that the model “the coronavirus is a wave”, which describes the nature and the dynamics of
the spread of the coronavirus, is the most frequent one. The idea of the water element is also continued by the metaphors of
splash and tsunami. The natural metaphor mainly represents two conceptual spheres: “natural phenomena” (storm, fog,
hurricane, wave propagation) and “natural disaster” (flood, tsunami). The traditional metaphors of fire and flood are sporadic in the pandemic discourse. The use of metaphors of nature makes it possible to identify and describe some cognitive
features of the concept “coronavirus” — the nature and the scale of the phenomenon, the dynamics of the spread, the effect,
and the origin. The high productivity of the natural metaphor diagnoses an alarming, bordering on panic state of the society
in 2020 — 2021; a decrease in the productivity in 2022 allows speaking about the adaptation of the people to the problem
and the acceptance of the new pandemic reality. The results obtained can be used in the development and conduct of special
courses in cognitive linguistics and metaphor theory
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Russian media, language means, Russian language, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, conceptual metaphors, metaphors of nature, coronavirus, pandemic, COVID-19
Для цитирования:
Сизых , М. М. Природная метафора как средство концептуализации пандемии COVID-
19 в русскоязычных СМИ / М. М. Сизых. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №1. – С. 105-112. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_12.
For citation
Sizykh M. M. (2023). Metaphors of Nature as Means of Conceptualizing the COVID-19 Pandemic in
Russian-Language Media // Political Linguistics. – 2023. – №1. – P. 105-112. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_12.