Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье исследуются коммуникативные стратегии и тактики, которые используются в политических и социальных баннерах, посвященных специальной военной операции на Украине. Цель статьи — выявить актуальные стратегии и тактики воздействия на моральные и ценностные ориентиры жителей городов в период сильных социальных потрясений. Материалом для анализа послужили 50 креолизованных текстов, размещенных на баннерах в городах юга России (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан, Луганская народная республика, Республика Крым, Республика Чечня). В работе использовались такие методы исследования, как структурно-функциональный и семантико-стилистический анализ, метод дискурс-анализа, интерпретационный анализ. В рамках статьи были выявлены следующие тактики: солидаризации, призыва (в рамках стратегии агитации), тактика создания символа и героизации (в рамках презентационных стратегий). Анализ коммуникативных тактик позволяет прийти к выводу о том, что государственные структуры активно используют баннеры как канал коммуникации для воздействия на ценностные и моральные ориентиры граждан с целью формирования патриотических настроений, поднятия морального духа в период тяжелых социальных, экономических событий и политического изгнания России и ее жителей. Основным способом воздействия на адресата в баннерах, посвященных спецоперации, является обращение к скрепам современной России — Великой Отечественной войне, что происходит путем сращивания символов Великой Отечественной войны (георгиевская лента, советский флаг, советский народ, освобождение от фашизма) и символов спецоперации (z-,v-,o-символами). Полученные результаты могут быть использованы для формирования PR-стратегии, направленной на поддержку духовно-нравственной твердости граждан
Ключевые слова: политический дискурс, коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, коммуникативное воздействие, креолизованные тексты, социальные баннеры, политические баннеры, специальная военная операция
Abstract: The article explores the communicative strategies and tactics that are used in political and social banners dedicated to the special military operation in Ukraine. The aim of the article is to identify the current strategies and tactics of influencing the moral and value-based orientations of urban residents during the period of severe social upheavals. The material for the analysis includes 50 creolized texts placed on banners in the cities of southern Russia (Rostov Region, Krasnodar Territory, Stavropol Territory, Republic of Dagestan, Luhansk People's Republic, Republic of Crimea, and Republic of Chechnya). Such research methods as structural-functional and semantico-stylistic analysis, the method of discourse analysis, and interpretive analysis are used in the work. Within the framework of the article, the following tactics are identified: solidarity, appeal (as part of the agitation strategy), tactics of creating a symbol and heroization (as part of presentation strategies). The analysis of these communicative tactics allows the author to come to the conclusion that state structures actively use banners as a communication channel to influence the values and moral guidelines of citizens in order to form patriotic feelings, raise morale during difficult social and economic events and political isolation of Russia and its inhabitants. The main way to influence the addressee in banners dedicated to the special operation is to appeal to the staples of modern Russia — the Great Patriotic War, which occurs by merging the symbols of the Great Patriotic War (St. George's ribbon, Soviet flag, Soviet people, liberation from fascism) and the symbols of the special operation (z-, v-, o-symbols). The results obtained can be used to form a PR strategy aimed at supporting the spiritual and moral firmness of citizens
Key words: political discourse, communicative strategies, communicative tactics, communicative influence, creolized text, social banners, political banners, special military operation

Для цитирования:

Чарыкова, И. А. Креолизованный текст в эпоху спецоперации: коммуникативные стратегии и тактики (на примере политических и социальных баннеров юга России) / И. А. Чарыкова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №3 . – С. 126-135.

For citation

Charykova I. A. (2023). Creolized Text in the Era of the Special Military Operation: Communicative Strategies and Tactics (On the Example of Political and Social Banners of the South of Russia) // Political Linguistics. – 2023. – №3 . – P. 126-135.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.