Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются результаты эмпирического исследования (фасцинативного эксперимента), проведенного с целью подтверждения (опровержения) положений теории фасцинации применительно к условиям массовой коммуникации. В частности, в рамках эксперимента предстояло установить, что фасцинативные элементы, составляющие основу современного медиатекста, вызывают эмоциональную реакцию адресата, переводя восприятие и понимание им информации в иррациональную, чувственно-эмоциональную плоскость. Кроме того, целью ставилось определение роли фасцинативных сигналов в привлечении, суживании, удержании и отвлечении внимания адресата, а также в повышении убедительности сообщения и степени доверия к нему. Непрямое (скрытое) качественно-количественное исследование методом анкетирования проведено на материале новостных лент сети Интернет и мессенджера Telegram как его наиболее динамично развивающегося сегмента, причем большая часть предложенных медиатекстов посвящены теме СВО ВС РФ. Численность фокусгруппы составила 133 человека из числа студентов, курсантов, офицеров и гражданского персонала Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации. Эксперимент делится на четыре этапа и основан на ситуации выбора новостей при восприятии ленты сообщений, а также контрастного попарного сопоставления медиатекстов, содержащих разное количество фасцинативных элементов вербального, паравербального и невербального характера. Обзор ответов респондентов включает статистический, функциональный, компонентный и коммуникативно-прагматический анализ. По результатам проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтверждается в новой, уточняющей формулировке
Ключевые слова: политический дискурс, фасцинация, фасцинативный эксперимент, эмпирическое исследование, восприятие информации, информационно-психологическое воздействие, вербальные средства, невербальные средства, журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатекст, язык СМИ, языковые средства, Интернет, интернет-пространство, интернет-коммуникация, интернет-технологии, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурсы, социальные сети
Abstract: The article analyzes the results of an empirical study (a fascinative experiment) conducted to confirm (or refute) the positions of the theory of fascination as applied to the conditions of mass communication. In particular, within the framework of the experiment, it was planned to establish whether the fascinative elements, which form the basis of modern media text, cause an emotional reaction of the addressee, transferring their perception of information into an irrational, sensual and emotional sphere. In addition, the aim was to determine the role of fascinative signals in attracting, narrowing, holding and diverting the addressee's attention, as well as in increasing the persuasive potential and credibility of the message. An indirect (hidden) qualitative-quantitative research by questionnaire survey method was conducted on the material of Internet news feeds and Telegram messenger as its most dynamically developing segment, and most of the selected media texts were devoted to the topic of the Russian Armed Forces special military operation. The number of the focus group members was 133 people from among students, cadets, officers and civilian personnel of the Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The experiment is divided into four stages and is based on the situation of news selection when perceiving news feed messages, as well as contrastive pairwise comparison of media texts containing different amounts of fascinative elements of verbal, paraverbal and non-verbal character. The review of respondents' answers includes statistical, functional, component and communicative-pragmatic analysis. According to the results of the conducted research, the pre-posed hypothesis is confirmed in a new, clarifying formulation
Key words: political discourse, fascination, fascinative experiment, empirical research, perception of information, information and psychological impact, verbal means, non-verbal means, journalism, media linguistics, media discourse, media text, mass media language, language means, Internet, Internet space, Internet communication, Internet technologies, Internet discourse, Internet texts, Internet resources, social networks

Для цитирования:

Зарипов, Р. И. Фасцинативный эксперимент: замысел, содержание, результаты / Р. И. Зарипов. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №2 . – С. 66-84.

For citation

Zaripov R. I. (2024). Fascination Experiment: Concept, Content, Results // Political Linguistics. – 2024. – №2 . – P. 66-84.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.