Вам может быть интересно:
Архив журнала
Синтактика лексем «патриот», «патриотизм» и социальный контекст (на материале современного медиадискурса)
- 55
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование синтагматического потенциала лексем, то есть их синтактики, продолжает быть актуальным, особенно для лексических единиц, продуктивность которых значительно возросла в современной
геополитической ситуации. К таким единицам относится лексема «патриот» и ее производные. Анализ употребления таких единиц позволяет выявить изменения в семантическом содержании лексем. Цель статьи — описать
одну из составляющих семиотической сущности слова — синтактику.
В центре внимания — одна из сторон семиотической сущности слова — синтактика: анализируются ставшие популярными в медиа сочетания типа «испуганные патриоты», «рассерженные патриоты», «коммерческий патриотизм», «симулированный патриотизм» и под. Выявляется роль синтактики для манифестации семантических и прагматических сдвигов в смысловом содержании лексем «патриот» и «патриотизм», исследуются социокультурные и общественно-политические условия возникновения нестандартной сочетаемости. Научная новизна статьи определяется тем, что впервые исследуются закономерности реализации синтагматических связей для лексических единиц, обусловленных современной геополитической ситуацией. Материалом исследования послужили медийные материалы (газеты «Аргументы недели», «Комсомольская правда», «Собеседник», «Завтра»), сборники статей, интервью и эссе Ю. Полякова «Быть русским в России» (Москва, 2020) и «От империи лжи к республике вранья»
(Москва, 2020). Сведения о семантическом и прагматическом содержании лексем «патриот», «патриотизм» извлекались из актуальных коллокаций, что достигается применением методов когнитивного, контекстологического
и лингвопрагматического анализа.
Ключевые слова: русский язык, лексикология русского языка, лексическая семантика, лексические единицы, лексемы, синтактика, лингвопрагматика, социолингвистика, патриотизм, патриоты, политический дискурс,
журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, российские СМИ, языковые средства
Abstract: Investigation of the syntagmatic potential of lexemes, that is, their syntactics, is still an urgent issue, especially with reference to lexical units, the productivity of which has significantly intensified in the modern geopolitical situation. Such units include the lexeme “patriot” and its derivatives. The analysis of the usage of such units makes it possible to reveal changes in the semantics of lexemes. The aim of the article is to describe one of the constituent parts of the semiotics
of the word – its syntactics. The study analyzes the word combinations such as “frightened patriots”, “angry patriots”, “commercial patriotism”, “simulated patriotism” and others that have become popular in mass media. The author reveals the role of syntactics for the manifestation of semantic and pragmatic shifts in the meaning of the lexemes “patriot” and “patriotism” and investigates the socio-cultural and socio-political conditions for the emergence of non-standard combinability. The scientific novelty of the work is connected with the fact that the article for the first time studies the patterns of realization of syntagmatic relations of lexical units determined by the modern geopolitical situation. The practical research materials include media publications such as newspapers “Argumenty nedeli”, “Komsomolskaya Pravda”, “Sobesednik”, “Zavtra”, collections of articles, interviews and essays by Yu. Polyakov “Being Russian in Russia”, M., 2020 and “From the Empire of Lies to the Republic of Lies”, M., 2020. The information about the semantic and pragmatic content of the lexemes “patriot” and “patriotism” was extracted from actual collocations, which is achieved by using the methods of cognitive, contextological and linguopragmatic analyses.
Key words: Russian language, Russian lexicology, lexical semantics, lexical units, lexemes, syntactics, linguopragmatics, sociolinguistics, patriotism, patriots, political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Russian media, language means
Для цитирования:
Усенко, Н. М. Синтактика лексем «патриот», «патриотизм» и социальный контекст
(на материале современного медиадискурса) / Н. М. Усенко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №4. – С. 241-248.
For citation
Usenko N. M. (2024). Syntactics of the Lexemes “Patriot” and “Patriotism” and Their Social Context (Based on the Material of Modern Media Discourse) // Political Linguistics. – 2024. – №4. – P. 241-248.