Вам может быть интересно:
Архив журнала
Информационно-психологическое оружие: сущность и типологизация
- 8
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются сущность и характер функционирования информационно-психологического оружия как сообщения, направленного на дискредитацию мишени воздействия путем формирования ее негативного образа и/или нанесения репутационного ущерба ее жизненно важным (основополагающим) характеристикам, в том числе с использованием дезинформации, сомнительной (непроверенной) информации, деструктивных установок и других приемов. В зависимости от избранных средств воздействия и целей коммуникатора автором выделяется пять уровней оружия: без задействования эмоциогенных и/или конфликтогенных элементов (оружие первого порядка), с задействованием эмоциогенных и/или конфликтогенных элементов (оружие второго порядка), с задействованием прямых деструктивных установок (оружие третьего порядка), распространяемое в интересах достижения военных целей (оружие четвертого порядка), распространяемое с целью массированного информационного подавления противника (оружие пятого порядка). Кроме того, в рамках когнитивно-дискурсивного подхода к анализу медиадискурса предлагается «правило +1», которое учитывает асимметрию видения и «вчувствования» между субъектом и объектом воздействия ввиду повышенного эмоционального напряжения последнего при восприятии и понимании сообщений, выступающих информационно-психологическим оружием в отношении субъективно значимой мишени.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, язык СМИ, языковые средства, информационно-психологическое оружие, информационно-психологическая война, информация, фасцинация, образ России, картина мира, манипуляция сознанием, манипулятивное воздействие, массовое сознание
Abstract: The article analyses the essence and functioning of information and psychological warfare weapons as messages aimed at discrediting the target of the influence by forming its negative image and/or causing reputational damage to its vital (fundamental) characteristics, including the use of disinformation, dubious (unverified) information, destructive purposes and other techniques. Depending on the chosen means of influence and the communicator’s aims, the author distinguishes five levels of weapons: without emotiogenic and/or conflictogenic elements (first-order weapons), with emotiogenic and/or conflictogenic elements (second-order weapons), using direct destructive purposes (third-order weapons), disseminated in order to achieve military goals (fourth-order weapons), disseminated in order to achieve massive information suppression of the enemy (fifth-order weapons). In addition, within the framework of the cognitive-discursive approach to the analysis of media discourse, the author suggests the ‘rule +1’, which takes into account the asymmetry of vision and ‘feeling’ between the subject and the object of influence due to the heightened emotional tension of the latter when perceiving and understanding messages that act as information and psychological warfare weapons against a subjectively significant target.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, mass media language, language means, information and psychological warfare weapons, information and psychological warfare, information, fascination, image of Russia, worldview, manipulation of consciousness, manipulative impact, mass consciousness
Для цитирования:
Зарипов, Р. И. Информационно-психологическое оружие: сущность и типологизация / Р. И. Зарипов. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №5. – С. 84-99.
For citation
Zaripov R. I. (2024). Information and Psychological Warfare Weapons: Essence and Typology // Political Linguistics. – 2024. – №5. – P. 84-99.