Архив журнала
Комплимент как речевая стратегия в предвыборном дискурсе (на фоне взаимного обмена комплиментами между кандидатами на пост канцлера ФРГ)
- 141
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящей статье рассматривается стратегия политического комплимента в предвыборной коммуникации на примере взаимного обмена комплиментами между кандидатами на пост канцлера ФРГ от ведущих германских политических партий в ходе интервью телерадиокомпании ARD. Отмечается малая изученность германского предвыборного дискурса, а также такой речевой стратегии, как политический комплимент. Показано, что комплимент в предвыборном интервью выступает в качестве речевой стратегии, направленной на реализацию коммуникативной цели агональной направленности адресанта, которая достигается с помощью определенных тактик речевого воздействия. С позиции дискурсивного анализа предпринята попытка раскрытия коммуникативных целей авторов комплимента. Выявлено, что политический комплимент в предвыборной коммуникации базируется преимущественно на таких дискредитирующих тактиках, как тактика прямого или скрытого оскорбления политического оппонента, тактика скрытой критики, насмешки, высвечивания слабых качеств политика и др. Рассматриваемые комплименты представляют собой комплименты третьему отсутствующему лицу, однако в рамках адресатоцентрического подхода дана оценка речевому воздействию двух комплиментов, представленных реципиентам. Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что в описанной предвыборной коммуникации комплимент принимает форму некомплимента, выполняющего модифицированную функцию дискредитации оппонента.
Ключевые слова: политический дискурс, политическая лингвистика, политические деятели, канцлеры, политические комплименты, политическая риторика, речевая деятельность, речевые жанры, речевые стратегии, предвыборный дискурс, обмен комплиментами, немецкий язык, речевые тактики, предвыборная коммуникация, некомплименты, политические оппоненты, агональность, интервью, парламентские выборы, адресатоцентрический подход, языковая игра
Abstract: This article examines the strategy of political compliment in pre-election communication using the example of mutual exchange of compliments between candidates for the post of Chancellor of Germany from the leading German political parties during an interview with the ARD television and radio company. It is noted that German pre-election discourse, as well as such a speech strategy as political compliment, has not been properly explored in linguistic literature. The study shows that compliment in pre-election interview acts as a speech strategy aimed at realizing the communicative purpose of the addresser's agonistic orientation, which is realized via certain tactics of verbal influence. From the position of discourse analysis, the author makes an attempt to reveal the communicative purposes of the compliment givers. It has been found that political compliment in pre-election communication is based primarily on such discrediting tactics as the tactics of direct or hidden insult of a political opponent, the tactics of hidden criticism, ridicule, or highlighting the weak qualities of a politician, etc. The compliments under consideration are compliments to a third absent party, but within the framework of the addressee-centric approach, an assessment is given of the verbal influence of two compliments presented to recipients. Thus, the research conducted by the author allows her to state that in pre-election communication, a compliment takes the form of a non-compliment, which performs a modified function of discrediting the opponent.
Key words: political discourse, political linguistics, politicians, Chancellors, political compliments, political rhetoric, speech, speech genres, speech strategies, pre-election discourse, exchange of compliments, German language, speech tactics, pre-election communication, non-compliment, political opponents, agonistic orientation, interview, parliamentary elections, addressee-centered approach, language game
Для цитирования:
Ткаченко, О. А. Комплимент как речевая стратегия в предвыборном дискурсе (на фоне взаимного обмена комплиментами между кандидатами на пост канцлера ФРГ) / О. А. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №3. – С. 134-141.
For citation
Tkachenko O. A. (2025). Compliment as a Speech Strategy in Pre-election Discourse (Against the Background of Mutual Exchange of Compliments Between the Candidates for the Post of the Chancellor of Germany) // Political Linguistics. – 2025. – №3. – P. 134-141.
