Файл статьи: PDF
Аннотация: Представленная статья посвящена выявлению, описанию и анализу языковых средств, задействованных в реализации ценностной доминанты патриотизма в современных детских СМИ. Материалом исследования стали выпуски трех современных детских журналов в период с 2020 по 2025 год. Методы, примененные в исследовании, включают наблюдение, описание, классификацию, контекстуальный анализ текстовых фрагментов, интерпретацию. Было установлено, что ценностная доминанта патриотизма образована четырьмя компонентами: сражениями в Великой Отечественной войне, гордостью за страну, национальным единством, русской культурой. Отмечается, что каждый из компонентов реализуется своими собственными средствами языка. Компонент «сражение в Великой Отечественной войне» реализован через модальные элементы (модальные глаголы и безлично-предикативные слова), когерентность текста и интертекстуальность. Компонент «гордость за страну» получает реализацию в семантической связности текста. Компонент «национальное единство» актуализируется через феномен инклюзива. Компонент «русская культура» реализуется через антропонимы и когерентность текста. Автор отмечает, что детские периодические издания обладают значительным аксиологическим потенциалом и могут широко использоваться с целью формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться редакционными коллегиями изданий для корректировки издательской политики.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, журналы для детей, аксиологическая лингвистика, детская пресса, ценностные доминанты, патриотизм, субъективная модальность, оценочность, когерентность, интертекстуальность, антропонимы, инклюзив
Abstract: The presented article deals with the identification, description and analysis of linguistic means involved in the realization of the value dominant of patriotism in modern children's media. The practical research material is selected from the issues of three modern children's magazines in the period from 2020 to 2025. The methods used in the study include observation, description, classification, contextual analysis of text fragments, and interpretation. It was found that the value dominant of patriotism is formed by four components: battles in the Great Patriotic War, pride in the country, national unity, and Russian culture. It is noted that each of the components is realized by its own linguistic means. The “battle in the Great Patriotic War” component is implemented through modal elements (modal verbs and impersonal predicative words), text coherence and intertextuality. The “pride in the country” component is realized via the semantic coherence of the text. The “national unity” component is actualized through the phenomenon of inclusivity. The “Russian culture” component is implemented through anthroponyms and text coherence. The author notes that children's periodicals have significant axiological potential and can be widely used in order to form patriotic self-awareness among the younger generation. The results obtained in the course of the research can be used by editorial boards of publications to adjust the publishing policy.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, children’s magazines, axiological linguistics, children’s press, value dominants, patriotism, subjective modality, evaluation, coherence, intertextuality, anthroponyms, inclusive

Для цитирования:

Видинеева, Н. Ю. Языковая актуализация ценности патриотизма в современных детских СМИ / Н. Ю. Видинеева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №5. – С. 44-50.

For citation

Vidineeva N. Yu. (2025). Linguistic Actualization of the Value of Patriotism in Modern Children’s Media // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 44-50.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.