Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель настоящего исследования — выявить лингвистические особенности создания образа Российской империи в британской прессе начала XX века. В данной статье рассмотрены тексты, опубликованные изданием «The Economist» с 1900 по 1905 год и составляющие политический нарратив «Конфликт на Дальнем Востоке». Теоретической основой послужили работы в сфере политического дискурса и лингвистической имагологии. Посредством методов сплошной выборки, контекстуального анализа, а также метода критического дискурс-анализа в интерпретации Н. Фэрклафа исследуется роль языковых средств, способствующих формированию образа Российской империи. Сделан вывод о том, что расстановке акцентов особенно способствует рекуррентное использование определенных оценочных лексем, использование метафорических выражений, фразеологизмов, историко-культурных аллюзий. Отмечается, что в подавляющем большинстве случаев посредством данных приемов подчеркиваются негативные характеристики, соответствующие восприятию Российской империи через призму ориенталистских стереотипов. Кроме того, по результатам анализа выявлены некоторые закономерности в использовании синтаксических средств. Установлено, что парентеза, условные конструкции, синтаксический параллелизм также преимущественно способствуют трансляции негативной оценки, часто повышая убедительность и экспрессивность излагаемых оценочных суждений. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего комплексного диахронического изучения механизмов конструирования образа России.
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, британские СМИ, медиаобразы, политический нарратив, имагология, лексемы, образ России, лексикология английского языка, средства репрезентации
Abstract: The present study aims to identify the linguistic features underlying the portrayal of the Russian Empire in the early twentieth-century British media. This paper examines texts published by The Economist from 1900 to 1905 that constitute the political narrative “Conflict in the Far East”. The theoretical framework draws upon scholarship in the fields of political discourse and linguistic imagology. Through methods of comprehensive sampling, contextual analysis, and critical discourse analysis of N. Fairclough, the study explores the role of linguistic means that contribute to shaping the image of the Russian Empire. The findings indicate that the recurrent use of certain evaluative lexemes, metaphorical expressions, phraseological units, and historico-cultural allusions especially serve to highlight negative characteristics aligned with orientalist stereotypes. Furthermore, the analysis reveals patterns in the use of syntactic devices—such as parenthesis, conditional constructions, and syntactic parallelism – which predominantly facilitate the transmission of negative evaluation, often increasing the persuasiveness and expressiveness of judgments. The results may facilitate further complex diachronic research into the mechanisms of constructing Russia’s image.
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, British media, media images, political narrative, imagology, lexemes, image of Russia, English lexicology, representation means

Для цитирования:

Бурдун, Н. В. Лингвистическая репрезентация образа Российской империи в политическом нарративе «Конфликт на Дальнем Востоке» (на материале «The Economist») / Н. В. Бурдун. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №5. – С. 34-43.

For citation

Burdun N. V. (2025). Linguistic Representation of the Image of the Russian Empire in the Political Narrative “Conflict in the Far East” (As Covered in The Economist) // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 34-43.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.