Вам может быть интересно:
Архив журнала
ЭВИДЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК ДЕЙКТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ КОММУНИКАТИВНОГО СУБЪЕКТА В ГАЗЕТНОМ НАРРАТИВЕ
- 462
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию эвиденциальных конструкций, выступающих в качестве ролевого дейксиса
в газетном нарративе. Исходя из допущения, что коммуникативный субъект в данном нарративе репрезентуется как кооперативное взаимодействие цепочки адресантов («заказчик» информации — редактор — журналист — источник информации —
журналист), мы соотносим эвиденциальные маркеры с референцией к сведениям об описываемом событии со стороны источника
информации и журналиста. Основная цель исследования — изучение структурно-семантических и коммуникативнопрагматических характеристик эвиденциальных конструкций в массмедийном нарративе, которые предоставляют возможность
получить информацию о гетерогенном коммуникативном субъекте и его аксиологической ориентации.
Материалом исследования послужили как однотекстовые нарративы, так и повествовательная секвенция «Демонстрация
участников политической группировки „Blockupy“ во Франкфурте» из ведущих надрегиональных немецких газет «Франкфуртер
альгемайне» и «Бильд». Для решения поставленных задач в работе наряду с описательным методом были использованы методы
контекстуального и герменевтического анализа.
Наши наблюдения показали, что существует корреляция между эвиденциальным дискурсивным маркером (номинацией информационного агентства) и индикацией источника информации в нарративе. Кроме того, возможна косвенная дейктическая
отсылка к получению информации из «вторых» рук с помощью модальных глаголов (прежде всего, sollen) и лексических маркеров.
Применение эвиденциальных конструкций для дейктической отсылки к номинированному или анонимному источнику информации
детерминировано прагматически и связано со стремлением нарратора дистанцироваться от некоторых фактов, обладающих
сомнительной достоверностью или аксиологическими оценками изображаемых событий, которые с его позиции неприемлемы
Ключевые слова: эвиденциальность; газетный нарратив; ролевой дейксис; коммуникативный субъект; журналист;
информационное агентство
Abstract: The article deals with evidential constructions serving as role deixis in newspaper narrative. Assuming that a communicative subject in the narrative is represented as cooperative interaction within the chain of addressers (information “client” — editor —
journalist — information source — journalist), we correlate evidential markers to the data concerning the event described on the part of the
information source and the journalist. The main goal of the research is to study structural-semantic and communicative-pragmatic characteristics of evidential constructions in mass-media narrative, which give a chance to get information about heterogeneous communicative
subject and their axiological preferences.
The study analyzes both single text narratives and narrative sequence “Political grouping “Blockupy” march in Frankfurt” from leading supra-regional German newspapers “Frankfurter Allgemeine” and “Bild”. The methods of descriptive, contextual and hermeneutic
analyses are used to reach the goals set in the study.
Our observations reveal the correlation between an evidential discursive marker (nomination of the information agency) and the indication of the information source in the narrative. Besides, there is an indirect deictic reference to the second-hand knowledge by means of
modal verbs (first of all “sollen”) and lexical markers. The employment of evidential constructions for the purpose of deictic reference to the
nominated or anonymous information source is determined pragmatically and accounted for the narrator’s intention to distance from some
facts which seem to have questionable reliability or unacceptable axiological evaluations of the described events
Key words: evidentiality; newspaper narrative; role deixis; communicative subject; journalist; information agency