Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описано выявление эксплицитного знания о Второй мировой войне, представленного в учебниках истории. Данное исследование является частью масштабного изучения образа Второй мировой войны у жителей участвовавших в ней стран (русских и американцев). Анализ и сопоставление российских и американских учебников истории позволили сделать вывод о различиях в представлении материала о Второй мировой войне. Выявлено, что война освещается по-разному в зависимости от страны издания учебника и от того, кому учебник адресован. Американские учебники преимущественно освещают события, происходившие на территории США, уделяют мало внимания истории боевых действий в целом. В большей степени рассматривается история боевых действий против Японии, чем против Германии. Отечественные учебники показывают вклад в победу всех стран-союзников, учебники американских авторов основное внимание уделяют роли США, при этом отношение к участникам войны неоднозначно: некоторые не упоминаются, роли других участников умалчиваются. Сделан вывод о высоком уровне политизации изложения материала. В российских учебниках история Второй мировой войны раскрыта подробнее, представлена более полная картина боевых действий. Решающая роль в разгроме врага отдана Советскому Союзу, однако показан и вклад в победу союзников. Отмечено, что учебники обеих стран не упоминают об ужасах войны, приведены только определенные факты. Это можно определить как некое упущение авторов. Необходимо стремиться к сохранению Второй мировой войны в народной памяти как свидетельства величайшей трагедии
Ключевые слова: Вторая мировая война; учебники истории; историческая память; национальное сознание; анализ учебников
Abstract: The paper describes the identification of explicit knowledge about the Second World War represented in the textbooks in History. This study is a part of a large-scale research of the image of the Second World War in the minds of the residents of participating countries (the Russians and the Americans). The analysis and comparison of the Russian and American history textbooks led to the conclusion about the differences in the presentation of the material about the Second World War. It was revealed that the war in this case is described in different ways depending on the edition of the textbook, the country it is published in, and the person to whom it is addressed. The American textbooks mainly cover the events that took place on the territory of the United States, they pay little attention to the history of fighting in general. The authors pay more attention to the history of fighting against the Japanese than against Germany. The Russian textbooks show the contribution of the Allied countries to the victory, the books by American authors focus on the role of the United States, while the attitude of the participants of the war is ambiguous: some of them are not mentioned, the role of other participants is not shown. There is a high level of politicization of the presentation of the material. In Russian books the history of World War II is disclosed in detail, they show a more detailed picture of the fighting. The decisive role in the defeat of the enemy belongs to the Soviet Union, however, textbooks show the contribution of allies to the victory. It should be noted that in both countries the textbooks do not mention the horrors of war, they use only some of the facts. It can be defined as a kind of omission of the authors. We must strive to keep the Second World War in the national memory as a sign of the greatest tragedy
Key words: World War II; textbooks in History; historical memory; national consciousness; textbooks analysis

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.