Архив журнала
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАГИКОМЕДИИ М. БУЛГАКОВА «АДАМ И ЕВА»
- 428
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Пьеса Михаила Булгакова «Адам и Ева» рассматривается в контексте философских исканий
начала ХХ в. Проблема России, ее настоящего и будущего является одной из глобальных в сознании российской интеллигенции. При этом пафосные интонации, преобладающие в литературе социалистического реализма, оттеняются эсхатологическими настроениями как в философских, так и в художественных произведениях первой трети
ХХ в. У философов они вытекали из попыток объяснить смысл современной истории, у писателей — из стремления
понять происходящее. Эти мысли пронизывают «Смысл творчества» Н. Бердяева, «Взвихренную Русь»
А. Ремизова, «Адама и Еву» М. Булгакова.
В статье анализируются система образов булгаковской пьесы, их связь с мировоззренческими (политическими,
идеологическими и философскими) предпочтениями автора, прослеживаются сквозные мотивы и определяется
роль булгаковской пьесы в контексте творчества писателя. Булгаков писал о своем стремлении «стать бесстрастно над красными и белыми» и художественно отобразить мир с позиций вечных ценностей: добра, истины и
красоты. Принимая революцию как совершившийся факт, писатель стремится развенчать видимые ее пороки и
утвердить непреходящую ценность общечеловеческих истин
Ключевые слова: Булгаков; «Адам и Ева»; интеллигенция; революция и эволюция; нравственные ценности
Abstract: The play by Mikhail Bulgakov «Adam and Eve» is studied in the context of the philosophical pursuit of the
early twentieth century. The problem of Russia, its present and its future, is one of global dilemmas in the minds of the Russian intelligentsia. And the intonations of pathos that predominate in the literature of socialist realism, are shaded by eschatological sentiment in philosophical and literary works of the first third of the twentieth century. With philosophers, this
mood follows from attempts to explain the meaning of the modern history, with writers – from a desire to understand what is
happening. These thoughts permeate «The Meaning of Creativity» by N. Berdyaev, «Vzvikhrennaya Rus» by A. Remizov and
«Adam and Eve» by Mikhail Bulgakov.
The article analyzes the system of images of Bulgakov's plays and their relationship to world outlook (political, ideological and philosophical) preferences of the author, traces the basic motives and defines the role of Bulgakov's plays in the
context of the writer’s creative activity. Mikhail Bulgakov wrote about his desire to «be dispassionately above the red and the
white» and to reflect in his art the world from the standpoint of eternal values: goodness, truth and beauty. Taking the revolution as a fait accompli, the writer tries to debunk its visible flaws and secure the enduring value of universal truths
Key words: Bulgakov; «Adam and Eve»; intelligentsia; revolution and evolution; moral values