Архив журнала
КОЛЛЕКТИВНАЯ КОГНИЦИЯ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
- 439
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В политической коммуникации, в зависимости от ситуации, может доминировать как индивидуальная, так
и коллективная когниция. Сущность коллективной когниции состоит в разделении индивидом убеждений политической группы, с
которой он себя идентифицирует. Коллективный характер когниции в ситуации принятия политического решения (например, в
рамках парламентской коммуникации) заключается в формировании когнитивного сообщества (группы индивидов, мыслящих на
основе общих когнитивных структур знаний — концептов, пропозиций, сценариев и других), члены которого производят свой
дискурс на основе общей структуры знания, макропропозиции, выдвигаемой в качестве решения. Выработка общей разделяемой
структуры знания, единой для политического сообщества, макропропозиции, в результате коллективной политической когниции
рассматривается на примере принятия решений в Государственной думе. Анализ показал, что при обсуждении пенсионной реформы в процессе коллективной когниции выдвигаются два решения, но внутри этих решений выдвигаются по три микрорешения.
Решающие осмысливают те микропропозиции, которые конкретизируют две главные макропропозиции с точки зрения того, что
более выгодно для решения социальных проблем в стране, а общее, окончательное решение принимается через сопоставление двух
наборов микрорешений в результате объединения двух конфронтирующих когнитивных сообществ в единое сообщество. Участники парламентской коммуникации, включаясь в общее когнитивное сообщество, в процессе коллективной когниции разделяются
внутри него на два отдельных когнитивных сообщества, причем остаются парламентарии, воздержавшиеся при голосовании:
индивидуальная когниция таких парламентариев не становится частью коллективной когниции
Ключевые слова: коллективная когниция; политические коммуникации; парламентаризм; парламентская коммуникация; политическая риторика; политический дискурс; парламентский дискурс
Abstract: Depending on the situation, both individual and collective cognition may dominate in political communication. The essence of collective cognition consists in sharing the beliefs of a political group by an individual, with which he associates himself. Collective
nature of cognition in the context of political decision making (in parliamentary communication, for example) consists in formation of cognitive community (a group of individuals having similar cognitive structures – concepts, propositions, scripts, etc.). The members of such
community make their discourse on the basis of the common structure of knowledge and macroproposition offered as a solution. The development of the common structure of knowledge, shared by the members of the political community, macroproposition, which is the result of
political cognition, is discussed on the basis of decision making in the State Duma. The analysis showed that discussion of the pension reform leads to two decisions, each of which has three micro-decisions in it. The decision-makers think over those micropropositions that
specify two main macropropositions from the point of view of what is more useful for the solution of social problems of the country. The final
decision is made after comparison of the two sets of micro-decisions as a result of combination of two confronting cognitive communities
into one union. The participants of parliamentary communication, joining into the cognitive union, are divided into two cognitive communities inside the union in the process of collective cognition. There are some members who abstain: their individual cognition doesn’t become
a part of collective cognition
Key words: collective cognition; political communication; parlamentarism; parliament communication; political rhetoric; political
discourse; parliamentary discourse