Архив журнала
РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ ДИСКРЕДИТАЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТОВ)
- 383
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель статьи состоит в лингвистическом описании речевых тактик и приемов дискредитации православия,
являющихся частью технологии современной информационно-психологической войны. Исследование проведено на материале текстов, размещенных в сети Интернет, с использованием аналитико-описательного метода исследования, интенционального и
контекстуального анализа. Выявлено, что речевая стратегия дискредитации православия реализуется по нескольким направлениям: дискредитация православия как религии в целом; дискредитация Русской православной церкви как социального института;
дискредитация православных священников (как отдельных личностей, так и в совокупности) и прихожан; дискредитация православных святых и святынь русского народа. С целью дискредитации православия применяются следующие тактики: тактика
бездоказательного обвинения (православие обвиняется в отсталости России от других стран по тем или иным показателям;
Русская православная церковь — в стяжательстве и прислуживании власти и олигархам, а также во всех бедах и несчастьях
страны); тактика запугивания и контекстуального приравнивания православия к политическим и религиозным идеологиям, основанным на насилии и терроре (фашизму, нацизму, терроризму, тоталитарным сектам и др.), к психическим заболеваниям; тактика снижения образа православных священнослужителей и тактика их исключительно негативной характеристики, переходящей в оскорбление; тактика ложного дефинирования; тактика десакрализации святынь и тактика демифологизации.
Речевые тактики, дискредитирующие православие, характеризуются широким использованием манипулятивных приемов:
приемов референциальной манипуляции, в том числе «навешиванием ярлыков»; негативно-оценочных риторических определений и
противопоставлений православия другим религиям; сочетаний слов «православие» и его дериватов со словами, имеющими негативно-оценочные коннотации; постановкой слова «православие» в синтаксически однородный ряд с понятиями, обозначающими
социально неодобряемые явления. Риторика информационно-психологической войны против православия характеризуется как
«черная риторика». Она направлена на внедрение стереотипа о православии как опасной и тоталитарной религии, обслуживающей власть; религии рабов, бедных, ленивых и психически больных людей. Она отражает как идеологию акторов информационнопсихологической войны против православия, так и языковую реакцию аудитории, не владеющей навыками защиты от идеологического влияния и потому выступающей на стороне этих акторов.
Результаты исследования представляют интерес для всех, кого интересуют языковые аспекты противостояния в информационно-психологической войне
Ключевые слова: информационно-психологические войны; речевая манипуляция; речевое воздействие; стратегии дискредитации; речевые тактики; речевые приемы; православие
Abstract: The purpose of the article is to provide the linguistic description for speech tactics and techniques of discrediting of Orthodoxy. These tactics and techniques are thought to be the part of information-psychological war. The research is based on the analysis of
Internet-texts; it employs analytical descriptive method, intentional analysis and context analysis. The research finds out that speech strategy
of discrediting of Orthodoxy is realized in several ways: discrediting Orthodoxy as a religion; discrediting the Russian orthodox church as a
social institution; discrediting papas (both individually and collectively) and church people; discrediting Orthodox saints and sacred things
of the Russians. The following tactics aim to discredit Orthodoxy: tactics of unproved accusation (Orthodoxy is under an accusal of backwardness of Russia from other countries; the Orthodox church is under an accusal of acquisitiveness, serving authorities and oligarchs,
woes and miseries in the country); tactic of intimidation and contextual equation of Orthodoxy to political and religious ideologies, based on
violence and terror (fascism, Nazism, terrorism, destructive sects, etc.), to psychological diseases; tactic of lowering of the papas’ image and
tactic of their negative characteristic, which goes to insult; tactic of false defining; tactic of desacralization of sacred things and tactic of
demythologization.
Speech tactics which discredit Orthodoxy are characterized by the wide use of manipulative techniques: techniques of referential manipulation including “pinning labels”; negatively estimating rhetorical definitions and contradistinction of Orthodoxy to other religions;
combination of the word “Orthodoxy” and its derivatives with the words with negative connotations; placing the word “Orthodoxy” into
syntactic homogeneous sequence of the terms defining socially disapproved phenomena. Rhetoric of information-psychological war against
Orthodoxy is defined as “black rhetoric”. It aims at introduction of the stereotype that Orthodoxy is a dangerous and totalitarian religion,
serving the authorities; religion of slaves, poor and lazy people with mental health issues. It shows both the ideology of the actors of information-psychological war and language reaction of the auditory who do not have the skills of defense against ideological influence and
therefore supporting these actors.
The results are of interest for those who concern themselves with the problems of opposition in information-psychological war
Key words: information and psychological war; speech manipulation; verbal persuasion; discredit strategies; speech tactics;
speech methods; Orthodoxy