Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящем исследовании освещены вопросы, касающиеся роли социально-психологического феномена стереотипизации как средства распространения культуры посредством диахронической и синхронической трансляции духовных ценностей. В качестве объекта научных изысканий выступают распространенные в массовом языковом сознании носителей американской лингвокультуры стереотипные представления о социальном институте вооруженных сил, аксиологических доминантах армейской субкультуры, а также речевом портрете референтного образа военнослужащего армии США. Предметом научного исследования избран армейский тост как продуктивное языковое средство экспликации этнических стереотипов армейской субкультуры. Как правило, официальные армейские тосты адресованы президенту США, определенному виду, роду войск или же конкретному воинскому подразделению, непреходящим ценностям армейской субкультуры и общечеловеческим ценностям. К категории официальных могут быть отнесены тосты, приуроченные к завершению срока службы военнослужащего с последующим выходом в отставку, а также траурные застольные речи, посвященные памяти павших в бою воинов. Семантическое ядро таких тостов может быть интерпретировано следующим образом: военная служба — величайшая честь и наивысшая форма проявления любви к Отечеству. Описываются тосты, посвященные видам и родам войск армии США. Циркуляция аксиологически маркированных речевых артефактов культуры коллективного сознания военнослужащих способствует снижению негативного воздействия стрессогенных факторов, благотворно сказывается на моральном климате воинского коллектива
Ключевые слова: вооруженные силы; армейская субкультура; языковые средства; речевые жанры; армейские тосты; лингвокультурология; этнолингвистика; этнические стереотипы
Abstract: The research addresses the issues of the role of socio-psychological phenomenon of stereotypization as a means of dissemination of culture with the help of diachronic and synchronic distribution of spiritual values. The object of this research is the stereotypes found in linguistic consciousness of the Americans about social institution of arms, axiological dominant components of the military subculture and the speech portrait of the image of a military officer of the US army. The subject of the study is a military toast as a language means of the military subculture ethnic stereotypes explication. As a rule, official military toasts mention the US President, the military branch, service arm, military unit, the general values of the military subculture or values of the people. Among the official toasts we may find those dedicated to the end of service and retirement, or memorial addresses to remember soldiers killed in action. The semantic nucleus of such toasts may be interpreted in the following way: military service is a great honor and the supreme form of expressing love to the Motherland. Toasts dedicated to military branches, service arms and military units of the USA are described. Circulation of axiologically marked cultural artifacts in mass consciousness of military officers reduces negative effect of stress and helps establish good relationships in the military unit
Key words: armed forces; military subculture; language means; speech genres; military toasts; linguoculturology; ethnolinguistics; ethnic stereotypes

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.