Архив журнала
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБЫДЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
- 387
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом анализа является сфера обыденной политической коммуникации, представленная наивными политическими текстами, в которых объективируются представления рядовых носителей языка о политике, деятельности ее институтов и их лидеров. За основу взят коммуникативный аспект описания обыденной политической коммуникации. Материалом
анализа послужили 614 текстов интернет-комментариев, образующих сетевой диалог. Интернет-комментарии представляют
собой реплики к новостной статье; они объединены общей макротемой «Переходы в метро: гопники вместо цветов». Языковая
личность в условиях обыденной политической коммуникации ведет себя по-разному, при этом выражает ту или иную диалогическую позицию, как некое «глобальное намерение», по отношению к субъекту политического события. Это может быть позиция
согласия, контраста или примыкания. На этой основе выделяются три стратегии коммуникативного поведения языковой личности в обыденной политической коммуникации. Это стратегия согласия, стратегия контраста и стратегия примыкания. Стратегия согласия связана с выражением диалогической позиции согласия/одобрения с субъектом политического события. Стратегия контраста связана с выражением диалогической позиции несогласия/неодобрения с субъектом политического события.
А стратегия примыкания связана с выражением нейтральной диалогической позиции носителей языка относительно позиции
субъекта политического события. Данные стратегии реализуются рядом тактик: тактикой создания образа коммуникативного
настоящего и тактикой создания образа коммуникативного будущего
Ключевые слова: языковая личность; антропоцентризм; политическая коммуникация; медиадискурс; медиатексты;
медиалингвистика; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; коммуникативное поведение
Abstract: The object of this research is the sphere of everyday political communication represented by naïve political texts, where
the views of ordinary people on politics, political activities and political leaders are presented. Communicative aspect is used to describe
everyday political communication. 614 comments in the Internet that join into dialogues are analyzed. Comments are the replies to the news
article; they are united by the general macro-topic “Underground Walkways: Hoodlums instead of Flowers”. Linguistic persona acts differently in everyday political communication, expressing this or that view as some “global intention” addressed to the actor of political event.
This view may express agreement, contrast or junction. Based on this classification it is possible to single out three strategies of communicative behavior of linguistic persona in everyday political communication. They are: strategy of agreement, strategy of contrast and strategy of
junction. The strategy of agreement is connected with expression of dialogical view of agreement/approval of political event actor. The strategy of contrast is connected with expression of dialogical view of disagreement/disapproval of political event actor. The strategy of junction
is connected with expression of neutral dialogical view of native speakers on the view of political event actor. These strategies include the
following tactics: creation of the image of communicative present and creation of the image of communicative future
Key words: linguistic persona; anthropocentrism; political communication; media discourse; media texts; media linguistics; media; mass media; language of mass media; communicative behavior