Архив журнала
Медиаконцепт «гиг-экономика» на политической арене
- 384
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-05-09
Аннотация: Интерес государственных деятелей и политиков к проблемам трансформаций социальноэкономических систем под влиянием цифровых технологий настолько велик, что проблемы гиг-экономики становятся важнейшей повесткой дня не только в массмедийном, но и политическом дискурсе. Особое внимание при
этом уделяется вопросам регулирования открытого рынка труда и созданию условий для развития новых видов
частичной и нестандартной занятости как ключевого признака гиг-экономики. В статье анализируется материал,
посвященный вопросам гиг (gig) — экономики в британских СМИ в период с января 2017 по август 2019 года. Цель
данной статьи заключается в установлении актуальных модификаций, которым подвергается содержательный
объем концепта «гиг (gig) — экономика» в медиадискурсе. По итогам анализа 270 статей выделяются два ведущих
фрейма — «рост» и «институциональный порядок», в рамках которых происходит ассоциативно-смысловое развертывание медиаконцепта «гиг (gig) — экономика» в текстах британских СМИ. В рамках фрейма «экономический
рост» благодаря использованию метафор, основанных на акциональных глаголах, эпитетов и фразеологизмов
в СМИ создается образ динамичной, быстрорастущей экономики. В статье доказывается, что в рамках фрейма
«институциональный порядок» медиаконцепт не только наращивает свой признаковый объем, но и актуализирует
негативные ценностные установки, нарушая практически все принципы правильно устроенной экономической системы в том смысле, который вкладывал в это понятие американский экономист Д. Норт. В создании негативного
образа гиг-экономики, подчеркивая ее нестабильный характер, принимают участие тропеические цветонаименования, метафоры, сравнения. Регулятивность дискурса, формирующегося посредством медиаконцепта «гигэкономика», заключается в создании определенного алгоритма действия в ситуации, требующей создания законодательных условий для более гибкой занятости
Ключевые слова: когнитивная лингвистика; метафорические модели; метафорическое моделирование;
медиаконцепты; политический дискурс; политическая метафорология; фрейминг; социально-экономические модели; СМИ; средства массовой информации; медиалингвистика; медиатексты; медиадискурс
Abstract: The interest of the government and politicians in the issues of transformation of socio-economic systems
under the influence of digital technologies is so great that the problems of gig economy are becoming the most important
agenda not only in mass media but also in political discourse. Particular attention is being paid to the regulation of the open
labor market and the creation of conditions for the development of new types of part time and non-standard employment as a
key feature of gig economy. The article analyzes the material devoted to the issues of gig economy in the British media in the
period from January 2017 to August 2019. The aim of this article is to establish the actual modifications which the content of
the concept of gig economy undergoes in the media discourse. On the basis of the analysis of 270 articles, two leading frames
have been distinguished – “growth” and “institutional order”, within the framework of which the associative-semantic development of the media concept “gig economy” takes place in the texts of the British media. Within the framework “economic growth”, an image of a dynamic, fast-growing economy is created in the media through the use of metaphors based on
action verbs, epithets and phraseological units. The article argues that within the “institutional order” frame, the media
concept “gig economy” does not only increase its characteristic volume but also actualizes negative value attitudes violating
almost all principles of a well-organized economic system in the sense that the American economist Douglas North put into
this concept. Tropeic color names, metaphors and similes contribute to the creation of a negative image of gig economy emphasizing its unstable nature. The regulatory function of the discourse formed with the help of the media concept “gig economy” aims to establish a certain algorithm of action in a situation requiring the creation of legislative conditions for more
flexible employment
Key words: cognitive linguistics; metaphorical models; metaphorical modeling; media concepts; political discourse; political metaphorology; framing; socio-economic models; mass media; media linguistics; media texts; media discourse
Для цитирования:
Новикова, В. П. Медиаконцепт «гиг-экономика» на политической арене / В. П. Новикова, Е. В. Челпанова // Политическая лингвистика. – 2019. – №5. – С. 88-96. DOI 10.26170/pl19-05-09.
For citation
Novikova, V. P. Media Concept «Gig economy» on the Political Arena / V. P. Novikova, E. V. Chelpanova // Political Linguistics. – 2019. – №5. – P. 88-96. DOI 10.26170/pl19-05-09.