Вам может быть интересно:
Архив журнала
Портреты политиков: типология и речевая организация
- 283
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-05-05
Аннотация: Данная статья посвящена жанровому корпусу современных политических портретов, которые исследуются с позиций их типологизации и речевой организации. Корпус политических портретов можно дифференцировать по разным основаниям. Во-первых, это собственно политические портреты, освещающие фигуру и
деятельность политика в том или ином ракурсе, с той или иной степенью полноты, и речевые портреты, отражающие специфику речевой коммуникации. Во-вторых, это портреты-мемуары и журналистские портреты (рассказ о политике, интервью с ним). В-третьих, это портреты федеральных и региональных политиков.
В-четвертых, это развернутые политические портреты и мини-портреты (слоганы-характеристики). Кроме того, можно выделить политические портреты в рамках одного семиотического ряда (вербального) и креолизованные
портреты, созданные посредством двух семиотических рядов — вербального и визуального. Собственно политические портреты базируются прежде всего на категории оценки, поляризации «хорошего политика» и «плохого политика». Анализ речевых портретов политика ведется чаще всего с позиции их идиостилевых особенностей, которые во многом определяются выбранным имиджевым конструктом. Идиостиль формируют также мемы политиков и языковые табу, которые накладываются рядом законов и требованиями политкорректности. Анализ, как и
проектирование книг (мемуаров) политика, может быть представлен через содержательную и формальную стороны. В свою очередь, журналистские портреты, транслируемые посредством различных СМИ, нуждаются в первую очередь в типологизации и систематизации. Только на материале массовых газет можно выделить более
20 разновидностей политического портрета, каждая из которых имеет оригинальную жанровую, речевую и прагматическую организацию. Среди политиков федерального уровня, портреты которых активно создаются СМИ,
лидирует В. В. Путин. В настоящее время возросло внимание к портретированию региональных политиков и к научному выявлению практических схем конструирования их образов. Что касается креолизованных портретов, то
чаще всего в их центре находится прецедентный визуализированный образ известного политика прошлого или настоящего. Визуальный и вербальный семиотические ряды могут пересекаться, взаимодополняться, а их креативная
комбинаторика позволяет авторам создать оригинальный, запоминающийся образ представителя власти. В целом
основными тенденциями развития жанра политического портрета мы считаем: а) увеличение числа аспектов, в
рамках которых раскрывается личность политика, интимизацию информации; б) увеличение количества жанровых
вариантов; в) увеличение доли креолизованных портретов; г) использование в портретах форм комического —
юмора, иронии, сарказма, пародирования, что особенно характерно для массовых СМИ
Ключевые слова: лингвоперсонология; политические деятели; политическая риторика; политические
речи; СМИ; средства массовой информации; политические портреты; журналистика; креолизованные тексты;
медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты
Abstract: The article deals with the genre corpus of modern political portraits which are studied from the point of
view of their typologization and verbal organization. The corpus of political portraits can be differentiated on various principles. First, these are political portraits proper showing the figure and activity of the politician from a certain perspective, in
a more or less complete way, and verbal portraits reflecting the specificity of verbal communication. Second, these are portraits-memoires and journalistic portraits (a narration about a politician, an interview with them). Third, these are portraits
of federal and regional politicians. Fourth, these are detailed political portraits and mini-portraits (slogans-characteristics).
Finally, it is possible to single out political portraits within the frames of a single semiotic row (verbal) and creolized portraits created with the help of two semiotic rows – verbal and visual. Political portraits proper are based primarily on the
category of evaluation and polarization of a “good politician” and a “bad politician”. Analysis of the verbal portraits of
politicians is often conducted from the position of their idiostylistic peculiarities which are, to a large extent, determined by
the chosen image construct. Idiostyle is also formed by the memes of politicians and language taboos imposed by a number
of laws and requirements of political correctness. Both analysis and preparation for publication of books (memoires) of a
politician can be approached via form or content. In their turn, journalistic portraits translated through various media outlets need typologization and systematization in the first place. It is possible to single out more than 20 kinds of political portraits on the material of mass newspapers alone, each of which has an original genre, verbal and pragmatic organization. V.
V. Putin takes the lead among all politicians of the federal level whose portraits are actively created by mass media. Nowadays, we see a growing interest in the study of the portraits of regional politicians and in the scientific detection of the practical schemes of their image construction. As far as creolized portraits are concerned, they are more often than not built
around a precedent visualized image of a famous politician of the past or the present. The visual and verbal semiotic rows
may intersect each other, complete each other, and their creative combinability allows the authors to make up an original
memorable image of a statesman. In general, the author of the article highlights the following tendencies of development of
the genre of political portrait: a) increase in the number of aspects within the frames of which the politician’s personality is
described, intimization of information; b) increase in the number of genre variants; c) increase in the percentage of creolized
portraits; d) use of the comic forms in the portraits – humor, irony, sarcasm, parody – which is especially typical of popular
mass media
Key words: linguopersonology; politicians; political rhetoric; political speeches; mass media; political portraits;
journalism; creolized texts; media linguistics; media discourse; media texts