Файл статьи: PDF
Аннотация: Том Стоппард не считается типичным представителем британского политического театра, но среди его произведений есть пьесы, направленные на разоблачение тоталитаризма и борьбу за права человека в странах социалистического лагеря. Это пьесы о диссидентах в Чехословакии и Советском Союзе: «Профессиональный трюк», «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Тысвободы-попроси», «Зашифрованные „Гамлет“ и „Макбет“», «Рок-н-ролл». Для творческой манеры драматурга характерно представление философских или политических дебатов с помощью театральных и литературных экспериментов. «До-ре-ми-фасоль-ля-си-Ты-свободы-попроси» и «Рок-н-ролл» могут быть обозначены как музыкально-драматические пьесы. «Профессиональный трюк» и «Зашифрованные Гамлет и Макбет» характеризуются повышенным вниманием к языку и «лингвистическому анализу». В статье рассматриваются различные возможности представления политических идей и этических споров в пьесах «Профессиональный трюк» и «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси». Для «чешских» пьес Стоппарда значимым также представляется сопоставление театрального эксперимента Т. Стоппарда и В. Гавела
Ключевые слова: современный политический театр; этика; права человека; театр абсурда; пьесы; литературное творчество; драматургия; английская литература
Abstract: Politically invective plays by Tom Stoppard are concerned with the communist violation of human rights, and these are the plays about Soviet and Czechoslovakian dissidence: “Every Good Boy Deserves Favour” (1977), “Professional Foul” (1977), “Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbeth” (1979), “Rock’n’Roll” (2006). It is typical for the playwright’s style that philosophical or political debates in his drama correlate with Stoppard’s theatrical and literary experiments. Thus, “Every Good Boy Deserves Favour” and “Rock'n'Roll” can be regarded as musical-dramatic plays. “Professional Foul” and “Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbeth” make accent on language and ‘linguistic analyses’, not to speak of the highest level of literary allusions in the structure of Stoppard’s plays. The article considers different possibilities of presenting political ideas and moral concepts in the plays “Professional Foul” and “Every Good Boy Deserves Favour”. As far as Stoppard’s ‘Czech’ plays are concerned, the article compares theatrical experiments of T. Stoppard and V. Havel
Key words: modern political theatre; ethics; human rights; theatre of the absurd; play; writing; playwriting; English literature

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.