Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-03-13
Аннотация: На материале учебников русского языка, подготовленных зарубежными авторами, выявляются языковые средства и способы включения в дидактические материалы информации об историческом прошлом и настоящем России. Среди наиболее частотных языковых средств презентации исторических фактов о нашей стране отмечаются имена собственные (онимы), в частности антропонимы (имена государственных деятелей, политических лидеров и идеологов — представителей разных исторических эпох), политонимы (наименования государств, политических движений, партий), хрононимы (названия исторических событий и эпох), геортонимы (наименования национальных праздников, связанных с историей России). Подчеркивается наличие оценочного контекста упомянутых в учебниках имен собственных, связанных с политическими событиями разных лет, отмечается идеологизированный характер учебников русского языка для иностранцев, изданных в ХХ веке (особенно в Западной Европе) и стремление к нейтрализации историко-политической составляющей учебных материалов, опубликованных за рубежом в XXI веке. Это позволяет выявить две стратегии представления исторического прошлого и настоящего России в учебных материалах: эксплицитная (прямая) и имплицитная (косвенная). Выявляются форматы косвенной презентации истории России в учебниках последних лет: исторические события освещаются посредством произведений разных видов искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
Ключевые слова: образ России; стратегии презентаций; русский язык как иностранный; учебники русского языка; образовательный дискурс; исторические события; учебные материалы; методика преподавания русского языка; имена собственные; ономастика
Abstract: This article reveals the linguistic means and ways of representing information about the historical past and the present of Russia in Russian textbooks written by foreign authors. Among the most frequent linguistic means presenting historical facts about our country are proper names (onyms), and specifically anthroponyms (names of statesmen, political leaders and ideologists – representatives of different historical epochs), politonyms (names of states, political movements and parties), chrononyms (names of historic events and epochs), geortonyms (names of national celebrations connected with the history of Russia). The authors emphasize the existence of an evaluative context in the proper names, mentioned in the textbooks, related to political events of different years. It is observed that the nature of the Russian language textbooks for foreigners published in the twentieth century (especially in Western Europe) is ideologized. The historical-political component of the educational materials published abroad in the twenty-first century is more neutral. It makes it possible to identify two strategies of presenting the historical past and the present of Russia in educational materials: explicit (direct) and implicit (indirect). The authors have discovered the formats of indirect presentation of the history of Russia in the textbooks of recent years: historical events are depicted through the works of different forms of art (verbal, musical, visual, etc.)
Key words: image of Russia; presentations strategies; Russian as a foreign language; textbooks of Russian; educational discourse; historic events; teaching materials; methods of teaching Russian; proper names; onomastics

Для цитирования:

Дзюба, Е. В. Представление исторического прошлого и настоящего России в учебных материалах по русскому языку: зарубежный взгляд / Е. В. Дзюба, С. А. Еремина // Политическая лингвистика. – 2020. – №3. – С. 119-138. DOI 10.26170/pl20-03-13.

For citation

Dziuba, E. V. Interpretation of the Historical Past and the Present of Russia in Russian Language Teaching Materials: A View from Abroad / E. V. Dziuba, S. V. Eremina // Political Linguistics. – 2020. – №3. – P. 119-138. DOI 10.26170/pl20-03-13.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.