Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_07
Аннотация: В статье рассматриваются особенности употребления прецедентных имен в качестве эталонов и символов универсальных антиценностей в текстах российской политической рекламы. Отмечается, что отрицательные аксиологические категории имеют особое значение для речевого воздействия в указанных текстах, а прецедентные онимы служат эффективным средством передачи антиценностных смыслов. Материал исследования включает тексты политической рекламы, созданные во время предвыборных кампаний (президентских и парламентских) в России за период 1991—2018 гг. В качестве основных методов исследования используются компонентный и контекстуальный анализ с привлечением элементов концептуального и семиотического анализа. Внимание уделяется особенностям актуализации ценностных смыслов, содержащихся в семантике имен собственных, а также в окружающем контексте, куда вовлечены вербальные и невербальные знаки. Разграничиваются понятия «эталон» и «символ» как способы передачи антиценностей с использованием прецедентных имен. Функционирование последних в качестве эталонов подразумевает преимущественно коннотативное их употребление и наличие «шкальности» оценок. В символическом смысле прецедентные имена могут использоваться денотативно и коннотативно, а резко полярных оценок при этом не наблюдается. Как показало исследование, прецедентные онимы в текстах российской политической рекламы способствуют объективации следующих антиценностных категорий: катастрофа/трагедия, жестокость, предательство, нестабильность / хаос, воровство, зло, хулиганство, невежество, безнравственность, богатство/роскошь, безумие, лживые выдумки, проблемы. Судя по количеству прецедентных имен и их употреблений, наибольшую значимость в исследуемых текстах имеют эталоны и символы трагедии / катастрофы, а также антиэталон богатства. Особую роль в трансляции антиценностей играют имена, относящиеся к концептосферам «Литература», «Фольклор», «Мифология и религия». Исследуемые прецедентные знаки с аксиологическими смыслами, как правило, призваны усилить драматический эффект политического рекламного сообщения либо создать яркие и запоминающиеся образы в целях дискредитации политических противников и их взглядов
Ключевые слова: прецедентные имена; прецедентные онимы; антиценности; система ценностей; антиэталоны; политическая реклама; рекламный дискурс; рекламные тексты
Abstract: The paper examines the peculiarities of precedent names as standards and symbols of universal antivalues in Russian political advertising texts. Negative axiological categories are of special importance to the manipulative potential of such texts, and precedent onyms serve as effective means of conveying meanings based on antivalues. The research material includes political advertising texts created during election (presidential and parliamentary) campaigns in Russia in 1991—2018. The main research methods include componential and contextual analyses together with some elements of conceptual and semiotic analyses. Special attention is given to the specific ways of actualizing value-based meanings that are contained in the semantics of proper names as well as in the surrounding context, which involves verbal and non-verbal signs. The notions of “standard” and “symbol” are viewed as separate means of propagating antivalues with the help of precedent names. When they function as standards, the symbols are mostly used connotatively, and ultimate points of evaluation are present. In a symbolic sense, precedent names can be used both denotatively and connotatively and sharply polar assessments have not been observed. The study has shown that precedent onyms in texts of Russian political advertisement contribute to the objectification of the following antivalue-based categories: catastrophe / tragedy, violence, betrayal, instability / chaos, theft, evil, hooliganism, barbarism, immorality, wealth / extravagance, insanity, untruthful fantasies and problems. According to the number of precedent names and their uses, the standards and symbols of tragedy / catastrophe as well as the anti-standard of wealth are of prime importance in the texts under investigation. A special role in propagating antivalues is played by names from the conceptospheres of “Literature”, “Folklore”, and “Mythology and Religion”. The precedent signs with axiological meanings are usually aimed at enhancing the dramatic effect of political advertising messages or at creating vivid and memorable images with the purpose of discrediting political opponents and their views
Key words: precedent names; precedent onyms; anti-values; system of values; anti-standards; political advertisement; advertizing discourse; advertizing texts

Для цитирования:

Дмитриева, А. В. Роль прецедентных имен в трансляции антиценностей в текстах российской политической рекламы / А. В. Дмитриева // Политическая лингвистика. – 2021. – №3. – С. 74-86. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_07.

For citation

Dmitrieva, A. V. The Role of Precedent Names in the Propagation of Antivalues in Russian Political Advertising Texts / A. V. Dmitrieva // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 74-86. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_07.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.