Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_05
Аннотация: В статье медийный образ рассматривается как социальный конструкт, в рамках которого составные компоненты — имиджевые характеристики — связаны с эмоционально-образной сферой, выраженной в лексических доминантах и метафорах. Выделены две группы «ядерных» характеристик: профессиональнолидерские и гражданско-патриотические. Автор статьи приходит к выводу, что анализ лингвистических характеристик политических метафор позволяет выделить из имиджформ лексические доминанты и сопоставить их в рамках метафорических моделей, участвующих в формировании медийного образа регионального политического лидера. На примере медиаобразов руководителей Республики Татарстан в разные исторические периоды Ф. А. Табеева и М. Ш. Шаймиева рассматриваются устойчивые имиджформы и их интерпретация в федеральных СМИ («АиФ», «Известия», «Коммерсантъ», «1 канал» и др.). Динамика развития медиаобразов Ф. А. Табеева и М. Ш. Шаймиева фиксируется в лексических доминантах, выраженных в антропоморфных метафорах и фреймах «правитель». Базис медиаобраза формирует устойчивое положительное отношение к региональным политикам, а дополнительные характеристики усиливают впечатление от образа медийной персоны. Фреймы связывают первичный контекст и метафорические смыслы, выраженные в акцентуации значимых характеристик (например, рассматривается связь лексической доминанты «бабай» и имиджевых характеристик). Развертывание метафорической модели в политическом тексте согласуется с результатами исследования методом фокус-группы с выявлением ассоциаций-метафор для идеального политического лидера (зооморфная, антропоморфная метафоры, фреймы «правитель»). Автор исследования заключает, что имиджевые формы вместе с метафорическим наполнением развиваются в политической среде, подвергаются анализу и переоценке в различном историческом и общественнополитическом контексте
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; медиаобразы; медийные образы; политические деятели; имидж политика; политическая метафорология; политические метафоры; метафорическое моделирование; метафорические модели; лексические доминанты; контент-анализ; метод фокус-группы
Abstract: The article deals with the media image as a social construct, within the framework of which the constituent components (image characteristics) are associated with the emotional-basic sphere expressed in lexical dominants and metaphors. Two groups of “core” characteristic features have been identified: a) professional leadership features and b) civil-patriotic features. The author of the article comes to the conclusion that the analysis of the linguistic characteristics of political metaphors makes it possible to single out lexical dominants from the image forms and to compare them with each other within the framework of metaphorical models used in the formation of the media image of a regional political leader. Using the example of media images of the leaders of the Republic of Tatarstan in different historical periods, F. A. Tabeev and M. Sh. Shaimiev, the study considers stable image forms and their interpretations in the federal media (AiF, Izvestia, Kommersant, Channel 1, etc.). The dynamics of the development of the media images of F. A. Tabeev and M. Sh. Shaimiev is recorded in lexical dominants, expressed in anthropomorphic metaphors and “ruler” frames. The basis of the media image forms a stable positive attitude towards regional politicians, and additional characteristics enhance the impression of the image of the media person. The frames connect the primary context and the metaphorical meanings expressed in the accentuation of significant characteristics (for example, the author studies the connection between the lexical dominant “babay” and the image characteristics). The unfolding of the metaphorical model in a political text is consistent with the results of a focus group study with the identification of associations-metaphors for an ideal political leader (zoomorphic and anthropomorphic metaphors and the “ruler” frame). The author of the study concludes that image forms, along with their metaphorical content, develop in the political environment and are subject to analysis and reevaluation in different historical and socio-political contexts
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; media images; politicians; politician’s image; political metaphorology; political metaphors; metaphorical modeling; metaphorical models; lexical dominants; content analysis; focus group method

Для цитирования:

Липатова, А. В. Взаимосвязь имиджевых характеристик и лексических доминант медиаобраза регионального политического лидера / А. В. Липатова // Политическая лингвистика. – 2021. – №4. – С. 46-51. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_05.

For citation

Lipatova, A. V. Relationship Between Image Characteristics and Lexical Dominants of the Media Image of a Regional Political Leader / A. V. Lipatova // Political Linguistics. – 2021. – №4. – P. 46-51. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.