Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999- 2629_2021_05_18
Аннотация: Статья посвящена актуальной междисциплинарной концепции фреймирования, которая рассматривается с целью осмысления ее роли в конструировании значений в медиадискурсе. В статье исследуются ключевые этапы развития теории фрейма и основные подходы к концептуализации фреймирования в сфере медиакоммуникаций, в которой комбинируется терминологический и методологический аппарат двух основных направлений теории — социолого-психологического и кибернетико-лингвистического. К анализу медиадискурса зарубежные и отечественные исследователи применяют критический, когнитивный и конструктивистский подходы. Когнитивные исследования, применяющие дедуктивный и индуктивный методы выделения медиафреймов, позволили сформулировать типологию медиафреймов, содержащую десять типов. Также проанализированы средства вербализации медиафреймов в процессе медиаконструирования событий города Челябинска в местном информационном издании «Комсомольская правда — Челябинск». Материалом для проведения эмпирической части исследования выступили 85 тематически разнообразных новостных текстов на актуальные для жителей города Челябинска темы. В процессе медиаконструирования образа города Челябинска местные СМИ используют общие и частные фреймы и языковые единицы, обладающие негативной коннотацией, что повышает салиентность, под которой мы понимаем свойство активизации фреймов и концептов для представления событий, специально отобранных СМИ для освещения. Продуктивными медиафреймами являются экономика, транспорт, градостроительство, здоровье (COVID-19), деятельность главы города и губернатора. Наиболее частотными средствами вербализации фреймов выступают метафора, метонимия и их виды: антропоморфная и морбиальная метафоры, антономазия
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; российские СМИ; язык СМИ; фрейминг; фреймы; медиафреймы; салиентность; уральские города
Abstract: The article deals with the interdisciplinary concept of framing, which is examined with the purpose of better understanding its role in the construction of meanings in media discourse. The article studies the key stages of development of the general frame theory and the main approaches to the conceptualization of framing in media communication. This sphere combines the terminological and methodological apparatus of two main theoretical approaches – sociologicalpsychological and cybernetic-linguistic ones. Media discourse studies in this country and abroad employ the critical, cognitive, and constructivist approaches. Using the deductive and inductive methods of media frame identification, cognitive studies made it possible to formulate a typology of media frames consisting of ten types. The article analyzes the means of verbalization of media frames in the process of constructing the events, which happen in Chelyabinsk, in the local media “Komsomolskaya Pravda — Chelyabinsk”. The empirical part of the research was carried out on the material of 85 thematically different news texts on the acute topics. In the process of media construction of the image of Chelyabinsk, local mass media use common and specific frames and linguistic units with negative connotation, which increase salience, understood by the author as the ability to activate frames and concepts to represent the events, specially chosen by the mass media for publishing. The productive media frames include economy, transport, city building, health (COVID-19), and the activity of the City Mayor and the Governor. Among the most frequent means of frame verbalization are metaphor, metonymy and their kinds: anthropomorphic and morbial metaphors and antonomasia
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; Russian mass media; mass media language; framing; frames; media frames; saliency; Urals cities

Для цитирования:

Самкова, М. А. Фреймирование в опыте медийного конструирования образа города / М. А. Самкова // Политическая лингвистика. – 2021. – №5. – С. 157-167. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_05_18.

For citation

Samkova, M. A. Framing in Media Construction of a City Image / M. A. Samkova // Political Linguistics. – 2021. – №5. – P. 157-167. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_05_18.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.