Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_13
Аннотация: На сегодняшний день сформированное цифровое пространство является источником информации, эмоций, способом коммуникации, платформой для самовыражения и выполняет множество других функций. Изучение социальной активности в виртуальной среде становится важной и актуальной задачей. В Интернете формируется и активно используется значительное количество инструментов воздействия на «нужную», целевую аудиторию. Вследствие недостаточной сформированности критического мышления молодежь может легко поддаваться на провокации, организованные путем манипуляции образами и смыслами через применение технологии «мягкая сила» (soft-power). Протесты, охватившие сегодня многие регионы России, вызваны не столько активными призывами к агрессивному поведению, сколько мягким, ненавязчивым, неявным, но последовательным воздействием на сознание адресата. Целью нашего исследования является выработка понятийного аппарата, необходимого для описания понятия «soft power» в аспекте изучения способов миромоделирования молодежи, а также определение роли интернет-мемов в реализации технологии «мягкая сила». Отмечается, что «мягкая сила», первоначально рассматривавшаяся в международном масштабе, проявляется также во внутринациональном культурнополитическом пространстве, поэтому ее можно использовать для создания консолидирующей социум идеи, осевого фактора развития. В свете этого становится понятным частое обращение к интернет-мемам, ставшим популярным языком коммуникации молодежи. Интернет-мем по структуре и функциональным характеристикам иллюстрирует положение о том, что социальная действительность существует в сознании людей в виде когнитивных моделей, а в медиадискурсе она оязыковлена совокупностью текстов. Использование технологии «мягкой силы» для формирования позитивного восприятия деструктивности и асоциальных норм поведения в статье рассматривается на примере интернет-мемов, объединяемых темами «Школа и отношения с учителями» и «Вакцинация»
Ключевые слова: Интернет; интернет-пространство; интернет-дискурс; интернет-тексты; социальные сети; интернет-технологии; интернет-коммуникация; интернет-ресурсы; мягкая сила; soft-power; креолизованные тексты; интернет-мемы; психологическое воздействие
Abstract: Today, the current digital space is a source of information and emotions, a way of communication, a platform for self-expression and performs many other functions. The study of social activity in a virtual environment is becoming an important and urgent task. A significant number of tools for influencing the "right" target audience are being formed and actively used on the Internet. Because of the insufficient formation of critical thinking, young people can easily fall prey to provocations organized by manipulating images and meanings through the use of soft-power technology. The protests observed in many regions of Russia today are caused not so much by active calls for aggressive behavior, as by a soft, unobtrusive, implicit, but consistent influence on the addressee's consciousness. The purpose of this research is to develop the conceptual apparatus necessary to describe the concept of soft power in the aspect of studying the ways of world modeling of young people, as well as to determine the role of Internet memes in the implementation of the soft power technology. It is noted that soft power, initially considered on an international scale, also manifests itself in the intra-national cultural and political space, therefore it can be used to create an idea, consolidating society, as an axial factor of development. In this regard, it becomes clear why young people frequently turn to Internet memes, which have become a popular language of communication among them. The Internet meme illustrates by its structure and functional characteristics the position that social reality exists in the minds of people in the form of cognitive models, and in the media discourse it is lingually represented by a set of texts. The use of the soft power technology to form a positive perception of destructiveness and antisocial norms of behavior is considered in the article on the example of Internet memes united by the themes “School and relations with teachers” and “Vaccination”
Key words: Internet; Internet space; Internet discourse; Internet texts; social networking sites; Internet technologies; Internet communication; Internet resources; soft power; creolized texts; Internet memes; psychological influence

Для цитирования:

Бабикова, М. Р. Интернет-мемы как инструмент soft-power — технологии миромоделирования современной молодежи / М. Р. Бабикова // Политическая лингвистика. – 2021. – №5. – С. 116-121. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_13.

For citation

Babikova, M. R. Internet-Meme as a Soft-Power Tool: Technologies of World Modeling of the Modern Youth / M. R. Babikova // Political Linguistics. – 2021. – №5. – P. 116-121. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_13.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.