Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
Аннотация: Проводится изучение дискурсивных практик советского времени в детской периодике. Цель работы — выявить типичные репрезентации советского общества в детской прессе на основе тематикоценностного анализа. Материалом для исследования послужили 13 выпусков журнала «Пионер» 1970—1980-х гг. Методологически работа основана на критическом анализе дискурса. В ходе анализа посредством общенаучных методов, таких как наблюдение, интерпретация и обобщение, выделены темы и топосы как тематикоаксиологические центры коммуникации. Темы расклассифицированы по конкретным предметным направлениям, среди которых приоритетными являются «История, экономика, политика», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа». Выявлены жанровые формы и разнообразные лексические и грамматические средства языка, задействованные в создании репрезентаций советского общества и его ценностей. К основным ценностям, транслируемым советским детям со страниц журнала, мы относим ценность исторической памяти, наследия, ценность героизма, патриотизма, ценность знаний, образования, ценность самообразования и самовоспитания, ценность дружбы, ценность оказания помощи и поддержки, ценность доброты, ценность смелости, ценность спорта, ценность природы и ее охраны. Отмечается, что выделенные топосы (топос труда, топос Родины, топос единства и топос стремления к светлому будущему) актуализируются в дискурсе при помощи лексических средств языка и создают положительные оценочные репрезентации советского общества
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, детские журналы, топосы, ценностные ориентации, советское общество, журнал «Пионер»
Abstract: The paper focuses on the discursive practices of the Soviet period in children's periodicals. The article aims to identify typical representations of the Soviet society in children's press on the basis of the thematic value-based analysis. The practical research material includes 13 issues of the “Pioneer” magazine of the 1970s-1980s. The research methodology is based on the critical discourse analysis. The analysis uses some general scientific research methods, such as observation, interpretation and generalization to identify themes and topoi as thematic and axiological centers of communication. The author classifies themes into specific subject areas, among which the priorities include “History, economics, and politics”, “Education and upbringing”, “Interpersonal relations and personality traits”, “Sport”, and “Nature”. The article reveals the genre forms and various lexical and grammatical language means involved in creating representations of the Soviet society and its values. The main values translated to Soviet children from the pages of the magazine include the value of historical memory and heritage, the value of heroism and patriotism, the value of knowledge and education, the value of self-education, the value of friendship, the value of assistance and support, the value of kindness, the value of courage, the value of sports, the value of nature and its protection. It is noted that the topoi singled out by the author (the topos of labor, the topos of the Motherland, the topos of unity and the topos of striving for a brighter future) are expressed in the discourse in question with the help of the lexical language means and create positive evaluative representations of the Soviet society
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, children’s magazines, topoi, value-based orientations, Soviet society, the Pioneer magazine

Для цитирования:

Блохина, Я. А. Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества / Я. А. Блохина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №2. – С. 172-182.

For citation

Blokhina Ya. A. (2022). Thematic Characteristics of the Pioneer Magazine as a Source of Representations of the Soviet Society // Political Linguistics. – 2022. – №2. – P. 172-182.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.